6 октября на сцене «Малой оперы» состоится премьера нового спектакля молодого независимого театра «Мизантроп», прогремевшего в прошлом сезоне танцдрамой «Три сестры». На этот раз создатели и артисты обратились к великому роману Владимира Набокова «Приглашение на казнь».
В этом спектакле режиссер снова экспериментирует с формой и новыми средствами выразительности, а артисты театра проявляют себя не только как актеры и танцоры, но и как музыканты и даже как цирковые артисты. Погружая зрителя в удивительный мир набоковской прозы, которая в этом романе близка поэзии, создатели настойчиво и убедительно приглашают зрителя к глубокому диалогу, обращаясь напрямую к его воображению.
Главный герой Цинциннат Ц. попадает под суд за «гносеологическую гнусность» и «непрозрачность». Процесс над героем ведётся по несуществующим законам. Актеры разыгрывают представление в манере европейских площадного театра. Директор тюрьмы, охранники, судьи, надзиратели, семья Цинцинната, его жена и мать, все они нашли себя в иллюзорности и гротеске выдуманного мира. Они виртуозно меняют образы, получая истинное удовольствие от представления. Артисты с блеском разыгрывают историю приближающейся казни, которая для них всего лишь глава в изысканном карнавале. Они ни на шаг не отходят от заданной театральной условности, а когда вдруг, при общении с Цинциннатом, возникает неловкая вынужденная правда, шарахаются от нее, опасаясь оказаться в соседней камере.
Возможно, театр «Мизантроп», название которого бескомпромиссно заявляет о противопоставлении себя обществу, не случайно решился подарить сценическое воплощение именно этому произведению Набокова, в котором речь идет не только о борьбе Цинцинната со своей смертью, но и с миром, где приходится отстаивать собственное «Я».
Это роман о победе творчества над пошлостью, о стойкости и уникальности человеческого духа — все эти вопросы максимально созвучны с творческой позицией создателей театра и его труппы: не идти на поводу у массового зрителя, отказаться от конъюнктуры и заниматься исключительно искусством, будучи честными с собой и со своей аудиторией.
«Существует ли в мнимой природе мнимых вещей, из которых сбит этот мнимый мир, хоть одна такая вещь, которая могла бы служить ручательством", — на этот вопрос стремится ответить не только Цинциннат Ц.. герой набоковского романа "Приглашение на казнь", но и театр «Мизантроп».