В ходе переговоров с ЕС о членстве, которые стартовали в июне 2024 года, фундаментальной реформой для Украины, без которой она не сможет двигаться дальше в процессе вступления в ЕС, станет судебная реформа. Это предусматривает переговорная рамка для Украины, которую в июне определил Евросоюз. Данная рамка – это фактически техническое задание, которое должна выполнить Украина, пишет SUD.ua со ссылкой на текст переговорной рамки.
Судебная реформа входит в «кластер» фундаментальных реформ и от ее успешного выполнения будет зависеть открытие дальнейших «кластеров» о переговорах.
В частности, соответствующая переговорная рамка предусматривает, что Украина подготовит дорожную карту для разделов о верховенстве права (23 – Судебная власть и основоположные права и 24 – Правосудие, свобода и безопасность).
«Эта дорожная карта будет принята органами власти Украины на основе указаний, которые будут предоставлены в отчетах Еврокомиссии о скрининге и после прозрачного процесса содержательных консультаций со всеми заинтересованными сторонами, включая гражданское общество.
Выполнение этой дорожной карты будет постоянно контролироваться и регулярно рассматриваться на межправительственных конференциях на протяжении всего процесса», — говорится в документе.
Также в переговорной рамке предусматривается, что прогресс Украины в борьбе с коррупцией, включая результаты расследований и приговоров, будет тщательно отслеживаться.
Кроме того, антикоррупционная политика будет включена во все соответствующие разделы. Соответственно, раздел переговоров не будет временно закрыт, пока не будет введена достаточная антикоррупционная политика в этом конкретном разделе.
«Особое внимание следует уделить судебной реформе, борьбе с коррупцией, а также защите и недискриминационному обращению с лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам. Чтобы обеспечить необратимость прогресса в этих сферах и его полную и эффективную реализацию, Еврокомиссия и дальше будет пристально следить за прогрессом, и будет регулярно отчитываться о нем Совету. Кроме того, обеспечение внутренней безопасности требует эффективного сотрудничества правоохранительных органов с органами власти государств-членов.
Учитывая решающую важность базовых реформ на протяжении всего процесса, прогресс в кластере основ (т. е. и судебной реформы – прим. ред.) будет определять общий темп переговоров. Отчеты о скрининге, которые подготовит Еврокомиссия, дадут существенные указания, в том числе по задачам, которые должны быть решены в дорожных картах, принятых властями Украины.
Согласно пересмотренной методологии расширения, развитие достаточной административной и судебной способности как части базового кластера является ключевым в выполнении всех обязательств, вытекающих из членства» — отмечается в документе по результатам конференции 25 июня.
Что предполагает переговорная рамка
Переговоры будут основываться на собственных заслугах Украины, а темпы будут зависеть от прогресса Украины в выполнении требований для членства. Еврокомиссия будет регулярно информировать Раду по этому поводу, чтобы Рада могла постоянно контролировать ситуацию. Союзная сторона со своей стороны впоследствии решит, выполнены ли условия для завершения переговоров; это будет сделано на основе отчета Еврокомиссии, подтверждающего выполнение Украиной требований, перечисленных в пункте 5 (в частности, это Копенгагенские критерии, устанавливающие, среди прочего, требование к членству в виде стабильности институтов, гарантирующих демократию, верховенство права, права человека и уважение и защиту меньшинств).
Общей целью переговоров является присоединение. По своей природе, переговоры являются открытым процессом, результат которого невозможно гарантировать заранее.
ЕС ожидает, что Украина будет обеспечивать полное внедрение ключевых реформ и законодательства, в частности, в фундаментальных сферах верховенства права, в частности, судебной реформы и борьбы с коррупцией и организованной преступностью, основных прав, укрепления демократических институтов и реформы государственного управления, а также экономических критериях.
Межправительственная конференция с участием всех государств-членов с одной стороны и Украины с другой будет проходить, по меньшей мере, один раз в год после принятия выводов Совета с учетом ежегодного пакета мер по расширению Комиссии, а также в случае необходимости. Межправительственная конференция оценит общий процесс вступления и укажет на следующий год, какие кластеры/разделы могут быть открыты или закрыты, а также возможные корректирующие мероприятия на основе состояния реализации реформ.
Для того чтобы придать динамизму переговорному процессу, разделы переговоров будут организованы в тематические кластеры.
Пересмотренная методология расширения предусматривает еще более сильный акцент на реформах в фундаментальных областях процесса присоединения, которые Украина должна полностью принять и реализовать. Украина должна обеспечить достаточное укрепление ее институтов, управленческого потенциала, административной и судебной систем с целью эффективного внедрения acquis (под acquis communautaire понимают совокупность актов законодательства, политических документов и практики их применения, которые в данный момент существуют в Европейском Союзе. Внедрение аcquis в национальные правовые системы являются необходимым условием завершения процесса присоединения страны к ЕС – прим. ред.).
Как указано в переговорной рамке, учитывая решающую важность базовых реформ на протяжении всего процесса, переговоры по кластеру основ (куда входит и судебная реформа – прим. ред.) будут начаты первыми и закрыты последними. Это даст достаточное время для создания необходимого законодательства, институтов и надежных результатов реализации до закрытия переговоров. Прогресс в кластере основ будет определять общий темп переговоров и будет учтен для принятия решения об открытии или закрытии новых кластеров или разделов.
Меры со стороны ЕС в случае стагнации реформ – можно ли приостановить процесс
Как указано в документе, предсказуемость процесса вступления требует решительных и пропорциональных корректирующих мер в случаях какой-либо серьезной или длительной стагнации или отката в осуществлении реформ и выполнении требований процесса вступления.
В конкретных случаях будут использоваться упрощенные процедуры, включая обратное голосование квалифицированным большинством в Совете.
Так, в случае серьезного и постоянного нарушения Украиной ценностей, на которых основан Союз, Еврокомиссия может по собственной инициативе или по надлежаще мотивированному запросу государства-члена ЕС рекомендовать приостановку переговоров и предложить условия для возможного возобновления.
Решение о приостановлении переговоров считается принятым Советом, если, заслушав Украину, он не решит квалифицированным большинством отклонить рекомендацию Еврокомиссии в течение 90 дней.
Когда Еврокомиссия оценит, что Украина выполнила условия для возможного обновления, она будет рекомендовать Раде возобновить переговоры о вступлении. Решение по этому поводу считается принятым Советом, если он не решит квалифицированным большинством отклонить рекомендацию Комиссии в течение 90 дней.
В случае:
i) любого серьезного или длительного застоя или отката в осуществлении реформ в кластере оснований или
ii) ситуации, когда прогресс в базовом кластере значительно отстает от прогресса в других сферах, и это приводит к общему дисбалансу переговоров о расширении,
и после того, как исчерпает все другие доступные меры, Еврокомиссия может по собственной инициативе или по надлежащему мотивированному запросу государства-члена ЕС предложить отказаться от своих рекомендаций по открытию и/или закрытию других переговорных кластеров и разделов, а также адаптировать соответствующую подготовительную работу, в соответствующих случаях, пока этот застой, откат или дисбаланс не будут устранены.
Решение по этому поводу считается принятым Советом, если, заслушав Украину, он не решит квалифицированным большинством отклонить предложение Комиссии в течение 90 дней.
Переговорная рамка также предусматривает, что «объем и интенсивность финансовой помощи могут быть скорректированы в сторону уменьшения, за исключением поддержки гражданского общества».
Также Украина должна точно и стратегически донести до общественности преимущества и обязательства по вступлению, включая борьбу с дезинформацией.
Также документ предусматривает, что Украина будет участвовать в экономическом и валютном союзе с момента вступления как государство-член с отступлением и принять евро как свою национальную валюту после соответствующего решения Совета на основе оценки выполнения им необходимых условий.
Относительно сферы юстиции, свободы и безопасности членство в Европейском Союзе означает, что Украина при вступлении полностью принимает весь acquis в этой сфере, включая acquis Шенгена (набор правил и законодательства, интегрированных в право ЕС, регулирующих отмену пограничного контроля на внутренних границах в пределах) Шенгенской зоны, а также усиление пограничного контроля на внешних границах – прим. ред.). Однако часть последнего acquis будет применяться в Украине только после решения Совета отменить контроль лиц на внутренних границах после проверки готовности Украины в соответствии с действующим регламентом Шенгенской зоны, принимая во внимание отчет Еврокомиссии, подтверждающий, что Украина продолжает выполнять обязательства, взятые в ходе переговоров о вступление, относящиеся к acquis Шенгена.
Скрининг, дорожная карта для судебной реформы, права меньшинств – как гарантированы по Конституции
В ходе скрининга Еврокомиссия определит ключевые приоритеты антикоррупционной реформы и оценит соответствующий административный потенциал.
Для целей скрининга и последующих переговоров acquis будут разбиты на ряд разделов, каждый из которых охватывает конкретную сферу политики; разделы будут сгруппированы в шесть тематических кластеров.
Список этих разделов и кластеров приведен в Приложении II к переговорной рамке (где в фундаментальном кластере идет правосудие – прим. ред.).
Переговоры по базовому кластеру будут открываться первыми и будут закрываться последними и подлежать определенной процедуре, тогда как другие кластеры могут открываться и закрываться одновременно.
Что касается «фундаментального» кластера, Комиссия на основе отчета о скрининге предложит дорожную карту для глав верховенства права, а также дорожную карту реформы государственного управления, которые должны подготовить органы власти Украины, и они служат начальными ориентирами.
Как уже было сказано, Украине будет предложено подготовить дорожную карту для разделов о верховенстве права (23 – Судебная власть и основные права и 24 – Правосудие, свобода и безопасность). Эта дорожная карта будет принята органами власти Украины на основе указаний, которые будут предоставлены в отчетах о скрининге Комиссии и после прозрачного процесса содержательных консультаций со всеми заинтересованными сторонами, включая гражданское общество. Выполнение этой дорожной карты будет постоянно контролироваться и регулярно рассматриваться на межправительственных конференциях на протяжении всего процесса.
Также Украина примет путем инклюзивного процесса План действий, посвященный защите прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в том числе, среди прочего, в сфере недискриминации, борьбы с языком ненависти, использования языков и образования языками меньшинств, установления эффективных мер, механизмов отчетности и определения ответственных учреждений. Права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, должны быть защищены в соответствии с Конституцией Украины. Кроме того, ожидается, что Украина будет добросовестно выполнять соответствующие двусторонние соглашения с государствами-членами ЕС.
Украине также будет предложено подготовить и принять дорожную карту для функционирования демократических институтов, а также дорожную карту для реформы государственного управления, по которым Комиссия будет давать указания в отчетах о проверке.
Эти дорожные карты будут разработаны через прозрачный процесс содержательных консультаций со всеми заинтересованными сторонами, включая гражданское общество.
Они изложат общие обязательства страны по реформам в соответствующих областях с четким графиком и ключевыми предполагаемыми шагами. Выполнение этих дорожных карт будет постоянно контролироваться и регулярно рассматриваться на межправительственных конференциях на протяжении всего процесса.
Кроме того, Еврокомиссия будет надлежащим образом информировать Совет и отчитываться Совету регулярно, по крайней мере дважды в год, о текущем состоянии в кластере основ, в частности, в разделах «Судебная власть и основоположные права» и «Правосудие, свобода и безопасность».
Прогресс Украины в борьбе с коррупцией, включая результаты расследований и приговоров, будет тщательно отслеживаться. Кроме того, антикоррупционная политика будет включена во все соответствующие разделы. Соответственно, раздел не будет временно закрыт, пока не будет введена достаточная антикоррупционная политика в этом конкретном разделе.
При этом, если возникают проблемы при переговорах по отдельным разделам или кластерам, или если необходимо адаптировать их к опыту, приобретенному в ходе текущих переговоров о присоединении, Совет может, по предложениям Комиссии, составить обновленные начальные, промежуточные или конечные контрольные показатели на протяжении всего процесса, включая новые и измененные дорожные карты в зависимости от обстоятельств. Если переговоры охватывают значительный промежуток времени или включают новые элементы, такие как новые acquis, раздел можно пересмотреть или открыть заново, а существующие контрольные показатели можно обновить.
Украину попросят указать свою позицию по acquis и отчитываться о своем прогрессе в достижении контрольных показателей, в том числе путем предоставления надежных и сравнимых статистических данных по внедрению реформ, если это будет необходимо. Правильная транспозиция и, где это целесообразно, имплементация Украины acquis, включая эффективное и эффективное применение через соответствующие административные и судебные структуры, будет ключевым фактором для темпа переговоров.
С этой целью Комиссия будет внимательно следить за прогрессом Украины во всех сферах, используя все доступные инструменты, включая экспертные осмотры на местах Комиссией и государствами-членами.
Ниже приводим документ – переговорную рамку для Украины.
Напомним, 25 июня около 16:30 в Люксембурге началась первая Межправительственная конференция по вступлению Украины в ЕС, которая официально запустила переговоры о членстве Украины в Европейском Союзе.
Также мы писали: в ЕС назвали реформы, которые будут определять темпы переговоров с Украиной.