То, что в Украине до сих пор не наступил дефолт, мы обязаны существующей теневой экономики, объёмы которой позволяют компенсировать потери реальной экономики.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA сообщил финансовый аналитик Алексей Кущ.
«Если бы в Украине не было теневой экономики, то страна не пережила бы ни экономический кризис 2008, ни кризис 2014-2015 годов, так как она выполняет роль предохранителя, который сбрасывает напряжение, возникающее в результате фискально-регулятивного давления», — сказал экономист.
По оценке А. Куща, реальный уровень теневой экономики в Украине значительно выше чем, тот который озвучивает Министерством экономического развития и торговли.
«Как писал перуанский экономист Эрнандо де Сото, что до тех пор, пока государство не создало необходимые условия для развития бизнеса, теневая экономика является предохранителем от кризисов», — отметил эксперт.
А. Кущ объяснил, что в «тень» уходят именно те субъекты экономики, которые не выдерживают официального фискального регулятивного давления со стороны государства.
«Поэтому, если бы теневой экономики не было, то эти экономические агенты были бы просто ликвидированы», — уверен аналитик.
А. Кущ объяснил, что при усилении фискального давления, часть экономических объектов уходит в теневой сектор и за счет этого сохраняют необходимую для ведения бизнеса норму рентабельности и конкурентоспособности.
«Но, если государство со своей стороны, бездействует, то фискальная нагрузка также начинает распространяться и на экономические субъекты официального сектора экономики», — уточнил эксперт.
Также он отметил, что есть и монопольная природа роста теневой экономики, которая связана с тем, что монополии за счет финансово-промышленных групп и за счет своего политического бизнеса создают для себя тепличные условия для развития.
«В таких условиях малый и средний бизнес, чтобы выдержать конкуренцию за неимением рычагов влияния, вынуждены уходить в теневой сектор, чтобы сохранить свою конкурентоспособность», — указал экономист.
По его словам, и для первого, и для второго вариантов характерно сокращение количества экономически активных агентов и увеличение доли монополий в экономике страны.
«Таким образом, мы получаем именно ту картину, которая в данный момент существует в Украине», — подытожил А. Кущ.
Напомним, 12 февраля Министерство экономического развития и торговли опубликовало отчет, согласно которому в январе-сентябре 2018 года уровень теневой экономики составил 32% от официального ВВП.
Утверждается, что это самый низкий уровень за последние 10 лет и на 1 процентный пункт меньше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.