ГолосUA
10:08 17/07/2020

ТОП 5 ошибок при планировании закупок в Prozorro

Правильное планирование — начало успеха. В сфере государственных закупок это особенно актуально. Поскольку тендеры Прозорро и другие виды госзакупок четко регламентируются законом, то заказчикам необходимо быть особенно внимательными при планировании и проведении закупок. 

Прочитайте эту статью до конца, и вы узнаете пять самых распространенных ошибок при планировании государственных закупок. 

Ошибка №1 — Обязательно опубликовать план сразу на весь год

Многие заказчики считают, что обязаны в начале года опубликовать все планы по закупкам до конца текущего года.

Однако законодательство устанавливает, что планирование закупок осуществляется при необходимости в закупке товаров (работ, услуг). Поэтому, если невозможно спланировать потребность до конца года, то и публиковать в Prozorro эту информацию закон не обязывает.

Заказчик может утвердить план закупок на любой удобный период. Например:

  • год;
  • квартал;
  • месяц;
  • неделю;
  • 1 день. 

И после этого опубликовать его на площадке. 

Главное — соблюдать сроки публикации (не позднее чем через 5 рабочих дней после утверждения планов уполномоченным / ответственным лицом или тендерным комитетом).

После возникновения новой потребности в закупке достаточно будет лишь внести изменения в годовой план (в бумажной форме) и опубликовать на площадке в виде новой строки плана.

Ошибка №2 — Учитывать сумму только одного договора для выбора вида закупки

Часто заказчики заключают  прямой договор без использования системы и публикуют отчет о договоре про закупку, исходя из того,  что сумма договора по закупке не превышает 50 тыс. грн.

Однако они не учитывают того, что это правильно только в тех ситуациях, когда годовая потребность в предмете закупки не превышает 50 тыс. грн. Если же в течение года по этому предмету закупки планируется заключение других договоров,, тогда нужно выбрать соответствующий вид закупки и провести ее в системе Прозорро.

В большинстве случаев (если эта закупка не попадает под исключения закона) означает, что это будет 

  • от 50 тыс. грн. до 200 тыс. грн. — упрощенная закупка;
  • от 200 тыс. грн. — открытые торги.

Ошибка №3 — Не подписывать планы на закупки до 50 тыс. грн. электронной цифровой подписью (квалифицированной электронной подписью)

Это одна из распространенных ошибок при работе с закупками в Прозорро. Об этом свидетельствует немалое число планов в системе, не подписанных с помощью ЭЦП (КЭП). 

Однозначный ответ на вопрос, нужно или не нужно подписывать планы на закупки до 50 тыс. грн дает Приказ Минэкономики от 22.03.2016 № 490. В нем сказано, что все планы без исключения должны быть подписаны ЭЦП (КЭП). 

Ошибка №4 — Опубликовать один план и проводить по нему несколько закупок 

Еще одна распространенная ошибка заказчиков — рассчитать потребность в товарах (услугах, работах) на год и опубликовать план в виде одной строчки с общей суммой по предмету закупки, а потом по этому плану многократно проводить новые закупки. 

К сожалению, в системе Prozorro это так не работает. С одним планом можно связать только одну закупку. Поэтому, если по одному плану предполагается несколько разных закупок, необходимо публиковать план на сумму каждой конкретной закупки.

Ошибка №5 — Корректировать план, если ожидаемая стоимость в плане отличается от суммы заключенного договора 

Следует отметить, что сумма, которая указывается в плане — это ожидаемая стоимость предмета закупки, то есть сумма, которую заказчик планирует потратить. Но если закупка проходит через систему, мы ожидаем, что  сумма заключенного договора   будет меньше ожидаемой стоимости.

В таком случае не нужно пытаться корректировать план после проведения закупки. Ведь в ч. 1 ст. 4 Закона указано, что закупка осуществляется в соответствии с годовым планом.

То есть заказчику необходимо завершить публикацию плана и его корректировки (в случае необходимости) до начала закупки.

Поэтому, не нужно переживать, что сумма в плане может отличаться от суммы договора. Ведь план публикуется, чтобы проинформировать участников, что и когда вы планируете покупать, а не для того, чтобы показать фактическую сумму заключенного договора.

Теперь вы знаете, где чаще всего ошибаются госзаказчики при планировании закупок. Если среди ваших знакомых есть те, кто работают с системой Prozorro, поделитесь этой статьей в социальных сетях

Читайте также по теме