Правильное планирование — начало успеха. В сфере государственных закупок это особенно актуально. Поскольку тендеры Прозорро и другие виды госзакупок четко регламентируются законом, то заказчикам необходимо быть особенно внимательными при планировании и проведении закупок.
Прочитайте эту статью до конца, и вы узнаете пять самых распространенных ошибок при планировании государственных закупок.
Ошибка №1 — Обязательно опубликовать план сразу на весь год
Многие заказчики считают, что обязаны в начале года опубликовать все планы по закупкам до конца текущего года.
Однако законодательство устанавливает, что планирование закупок осуществляется при необходимости в закупке товаров (работ, услуг). Поэтому, если невозможно спланировать потребность до конца года, то и публиковать в Prozorro эту информацию закон не обязывает.
Заказчик может утвердить план закупок на любой удобный период. Например:
- год;
- квартал;
- месяц;
- неделю;
- 1 день.
И после этого опубликовать его на площадке.
Главное — соблюдать сроки публикации (не позднее чем через 5 рабочих дней после утверждения планов уполномоченным / ответственным лицом или тендерным комитетом).
После возникновения новой потребности в закупке достаточно будет лишь внести изменения в годовой план (в бумажной форме) и опубликовать на площадке в виде новой строки плана.
Ошибка №2 — Учитывать сумму только одного договора для выбора вида закупки
Часто заказчики заключают прямой договор без использования системы и публикуют отчет о договоре про закупку, исходя из того, что сумма договора по закупке не превышает 50 тыс. грн.
Однако они не учитывают того, что это правильно только в тех ситуациях, когда годовая потребность в предмете закупки не превышает 50 тыс. грн. Если же в течение года по этому предмету закупки планируется заключение других договоров,, тогда нужно выбрать соответствующий вид закупки и провести ее в системе Прозорро.
В большинстве случаев (если эта закупка не попадает под исключения закона) означает, что это будет
- от 50 тыс. грн. до 200 тыс. грн. — упрощенная закупка;
- от 200 тыс. грн. — открытые торги.
Ошибка №3 — Не подписывать планы на закупки до 50 тыс. грн. электронной цифровой подписью (квалифицированной электронной подписью)
Это одна из распространенных ошибок при работе с закупками в Прозорро. Об этом свидетельствует немалое число планов в системе, не подписанных с помощью ЭЦП (КЭП).
Однозначный ответ на вопрос, нужно или не нужно подписывать планы на закупки до 50 тыс. грн дает Приказ Минэкономики от 22.03.2016 № 490. В нем сказано, что все планы без исключения должны быть подписаны ЭЦП (КЭП).
Ошибка №4 — Опубликовать один план и проводить по нему несколько закупок
Еще одна распространенная ошибка заказчиков — рассчитать потребность в товарах (услугах, работах) на год и опубликовать план в виде одной строчки с общей суммой по предмету закупки, а потом по этому плану многократно проводить новые закупки.
К сожалению, в системе Prozorro это так не работает. С одним планом можно связать только одну закупку. Поэтому, если по одному плану предполагается несколько разных закупок, необходимо публиковать план на сумму каждой конкретной закупки.
Ошибка №5 — Корректировать план, если ожидаемая стоимость в плане отличается от суммы заключенного договора
Следует отметить, что сумма, которая указывается в плане — это ожидаемая стоимость предмета закупки, то есть сумма, которую заказчик планирует потратить. Но если закупка проходит через систему, мы ожидаем, что сумма заключенного договора будет меньше ожидаемой стоимости.
В таком случае не нужно пытаться корректировать план после проведения закупки. Ведь в ч. 1 ст. 4 Закона указано, что закупка осуществляется в соответствии с годовым планом.
То есть заказчику необходимо завершить публикацию плана и его корректировки (в случае необходимости) до начала закупки.
Поэтому, не нужно переживать, что сумма в плане может отличаться от суммы договора. Ведь план публикуется, чтобы проинформировать участников, что и когда вы планируете покупать, а не для того, чтобы показать фактическую сумму заключенного договора.
Теперь вы знаете, где чаще всего ошибаются госзаказчики при планировании закупок. Если среди ваших знакомых есть те, кто работают с системой Prozorro, поделитесь этой статьей в социальных сетях