Ситуация с авиакрушением под Смоленском самолета ТУ-154 М, на борту которого были не только президент Лех Качиньский с женой, но и 90 представителей польской политической элиты, изменит отношения Польши и России, поскольку польскую комиссию по расследованию инцидента будет возглавлять экс-министр обороны Польши Антоний Мацеревич. Но характер перемен непредсказуем.
Такое мнение корреспонденту ГолосUA выразил эксперт-международник, директор Института мировой политики Евгений Магда.
«Напомню, трагедия произошла в апреле 2010 года под Смоленском. А Мацеревич будет возглавлять эту комиссию. Я думаю, для него это дело чести. И уже 10-го января были опубликованы выводы комиссии о разрушении левого крыла самолета в результате взрыва внутри этого крыла. А Россия так и не выдала остатки этого самолета Польше для проведения более детальной экспертизы», — говорит эксперт.
Е.Магда также уточнил, что Антоний Мацеревич известен своими антироссийскими высказываниями. Мацеревич неоднократно возлагал на Россию вину за авиакатастрофу под Смоленском, в которой погиб польский президент Лех Качиньский.
При этом, считает эксперт, как А.Мацеревич, так и новый глава Министерства обороны Польши, Мариуш Блащак были назначены на указанную должность из политических соображений
«Мацеревич, если не ошибаюсь, тоже профессиональный военный. Это вообще нормальная практика для Европы и скоро не только для Европы, но и для нас, что министр обороны это политическое назначение», — говорит Е.Магда.
Соответственно, делает вывод он, трудно сказать, почему патриота Польши во всех смыслах А.Мацеревича заменили Блащаком. Но можно предположить, что это назначение изменит взаимоотношения Польши и РФ.
Отметим, утром 10 апреля 2010 года президент Польши Лех Качиньский вместе с Первой леди вылетели из Варшавы в Смоленск на борту отечественного правительственного самолёта Ту-154М. Они хотели принять участие в мемориальных мероприятиях, посвященных памяти польских офицеров-жертв расстрелов НКВД в Катыне.
При заходе на посадку в аэропорту «Смоленск-Северный» самолёт, опустился на критически малую высоту (ниже уровня взлетно-посадочной полосы), задел левым крылом березу на высоте 4 метра от уровня земли и развалился в воздухе.
На борту самолета было 89 пассажиров и 7 членов экипажа. Все они погибли. Кроме президентской четы, авиакатастрофа унесла жизни главы Национального банка Польши Славомира Скшипека, начальника генштаба Войска польского Франтишека Гонгора, главаы Бюро национальной безопасности Польши Александра Щигло, главы администрации президента Владислава Стасяка, вице-спикера Сейма Ежи Шмайдзинского, заместителья министра иностранных дел Анджея Кремера, последнего президента республики в изгнании Рышарда Кочаровского, руководителя Института Национальной памяти Януша Куртыка и ряда других высоких должностных лиц.