…Хвост очереди из фур показался еще за несколько километров до российско-украинской границы: вдоль обочины стояли машины с украинскими, российскими, молдавскими номерами, знаками Евросоюза. Машинально я начал их считать. На пятой сотне сбился. А вскоре показалось и КПП. Граница уже не просто России, а Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
Так получилось, что из России я выехал в конце июня, а ехал обратно в Москву 11 июля, уже после того, как с 1 июля по всему периметру Таможенного союза были введены единые таможенные правила. Разница сразу же бросилась в глаза: количество грузовиков, стоящих в очереди на таможню, которое летом никогда не было маленьким (сезон!), увеличилось в разы. (При этом своеобразный рекорд был официально зафиксирован таможней на КПП «Нехотеевка»: тогда очередь из фур на границе растянулась на 8 километров!).
«Стою тут уже третьи сутки, — рассказывает дальнобойщик, с которым удалось разговориться, представившийся Игорем из Одессы. — Все из-за Таможенного союза. Они там что-то поменяли, какие-то новые обязанности на таможню взвалили, новые бумажки ввели и теперь морока с оформлением только увеличилась. Хотя в самом Таможенном союзе – лафа, я несколько дней назад ехал из Казахстана, так границу с Россией просто проскочил, там с 1 июля таможню вообще сняли. А тут – сиди, кури бамбук. Все нервные, дергаются. Некоторые самые наглые пытаются без очереди пролезть – особенно молдаване и турки, кричат, что у них фрукты портятся. Так мы с ними по-своему, по-шоферски разбираемся. А то что – у нас товар не портится?».
Водители-дальнобойщики – уже не единственные, кто на себе ощутил первые последствия введения Таможенного союза в формате «три минус один», то есть без Украины. Как только объединение начало действовать, со стороны союза, а правильней — в адрес Украины, посыпались ограничения. Так, Комиссия Таможенного союза (КТС) установила для Украины антидемпинговые пошлины на ввоз некоторых видов металлопродукции.
В частности, КТС ввела пошлину в размере 21,8% от таможенной стоимости в отношении ввозимого на единую таможенную территорию союза машиностроительного крепежа. Также установлены антидемпинговые пошлины на обсадные трубы — в размере 18,9%, насосно-компрессорные трубы – в размере 19,9%, нефтепроводные и газопроводные трубы диаметром до 820 мм. — в размере 19,4%-37,8%, в зависимости от предприятия-изготовителя. Далее список продолжили стальные кованые прокатные валки украинского производства – на них была установлена антидемпинговая пошлина в размере 26% таможенной стоимости.
Пострадали и предприятия пищевой промышленности: ограничения «в связи с не подтверждением выполнения ветеринарно-санитарных требований и норм Таможенного союза и России» введены для 28 украинских предприятий, производящих мясомолочную продукцию. Одновременно повышение пошлин сделало невыгодным экспорт в страны Таможенного союза украинской карамели. В России также введены ограничения еще на целый ряд украинских продуктов и овощей.
Пострадали не только целые отрасли, но и отдельные предприятия: так, госкорпорация «Вертолеты России» заявила о прекращении закупок в Украине двигателей для геликоптеров. Их ввоз из-за границы после введения норм Таможенного союза, признан экономически необоснованным. /> По оценкам экспертов, только введение Таможенным союзом пошлин на трубы сократит экспорт украинской продукции на 25%, а потери украинских металлургических компаний превысят 120 миллионов долларов. В целом же, считают российские эксперты, после создания зоны свободной торговли между Киевом и Евросоюзом ежегодные потери от невступления Украины в Таможенный союз будут составлять 6-8 миллиардов долларов. Эту сумму эксперты посчитали из потерь экспорта, сокращения объемов торговли и сохранения цен на газ, складывающихся по ныне действующей формуле.
«Если таможенный режим на границе с Украиной будет соответствовать таможенному режиму стран ЕС, что неизбежно после создания зоны сводной торговли, потери первых лет составят примерно 6-8 миллиардов долларов ежегодно, — говорит заведующий лабораторией Института народно-хозяйственного прогнозирования Российской академии наук Александр Широв. – А 8 миллиардов долларов для украинской экономики — это на самом деле 5% ВВП. Если же задуматься о том, что получит Украина в случае создания зоны свободной торговли с ЕС, то здесь возникает масса вопросов. Фактически это означает, что Украина снимает таможенные барьеры с Евросоюзом. А значит, импорт из Евросоюза становится дешевле, украинские производители теряют свою конкурентоспособность на внутреннем рынке. По нашим оценкам, никакого другого эффекта от этого решения, кроме роста импорта примерно на 12-15%, быть не может. А это означает, что начинаются проблемы с платежным балансом. А у Украины и так с этим некоторые проблемы».
Все уже введенные ограничительные меры направлены исключительно на защиту интересов производителей России, Белоруссии и Казахстана, подчеркивают в российском руководстве. При этом в правительстве не скрывают, что и впредь будут «закручивать гайки» в отношении импорта в страны Таможенного союза. И прежде всего – украинского. В частности, об этом премьер-министр России Владимир Путин заявил на встрече с работниками Магнитогорского металлургического комбината. По его словам, снятие всех ограничений для Украины возможно лишь при одном условии – вступлении в Таможенный союз без каких-либо дополнительных оговорок.
Тем временем, Таможенный союз стал камнем преткновения в пакете накапливающихся противоречий между Россией и Украиной. Все чаще в российских политических кругах звучит мысль о том, что Президент Виктор Янукович не оправдал надежд Москвы, не выполнил своих предвыборных обещаний ни перед пророссийски настроенными избирателями, ни перед Кремлем: не решен ни вопрос придания официального статуса русскому языку, ни лишения Степана Бандеры звания Героя Украины (Россия ждет указ Президента Украины по этому поводу, который отменял бы указ Ющенко, а не судебного решения), завис вопрос украинской газотранспортной системы (и для России, завершающей строительство газопровода «Северный поток», он становится все менее актуальным), тормозятся вопросы создания совместных предприятий в различных отраслях. При этом не главная тема, которая звучит в посланиях Киева Москве: «Снизьте нам цену на газ!». А на фоне предложений вступить в Таможенный союз, куда ее настойчиво звали и приглашали, Украина провозгласила курс на евроинтеграцию и создание зоны свободной торговли с Евросоюзом.
«Кремль в итоге убедился, что Янукович является типичным последователем сложившейся за последние 20 лет модели украинской политики так называемой «многовекторности», которую можно охарактеризовать как «ни нашим, ни вашим», — говорит эксперт Школы исследований современной политики Максим Барановский. – Когда Киев провозглашает всех направо и налево стратегическими партнерами лишь с одной целью – получить себе определенные преференции. Но при этом свои партнерские обязательства игнорирует под самыми разными предлогами. Москва долго ждала выполнения Януковичем своих обязательств, и Таможенный союз стал просто каплей, переполнившей чашу терпения. Теперь Москва четко дала понять: все, разговоры, пустые клятвы в вечной дружбе закончены. Хотите сами по себе – пожалуйста, бог в помощь, как говорится. Но ни на какие уступки Кремль больше не пойдет. И говорить нам пока не о чем».
Позицию «говорить не о чем» занял президент России Дмитрий Медведев, чей визит в Украину был запланирован на конец июля. Предполагалось, что оба президента примут участие в 5-м заседании российско-украинской межгосударственной комиссии. Об этом же заявлял и Виктор Янукович на своей пресс-конференции в начале месяца. Однако спустя десять дней Кремль официально объявил, что Дмитрий Медведев в Украину не поедет: «Дата встречи президентов России и Украины пока не определена и согласовывается по дипломатическим каналам».
Вряд ли Виктор Янукович стал бы анонсировать приезд Дмитрия Медведева без предварительной договоренности. Да и посол Украины в России Владимир Ельченко неоднократно заявлял о готовящейся летом встрече двух президентов. Получается, планы Дмитрия Медведева изменились буквально за несколько дней до визита. «После начала действия Таможенного союза Москва убедилась, что Киев не собирается менять свое мнение ни по одному из спорных вопросов, — говорит Максим Барановский. — Кремль тоже на уступки не пойдет. Соответственно, все эти встречи на высшем уровне – никому не нужная профанация. Сценарий известен заранее: Янукович будет снова выпрашивать дешевый газ, а Медведеву талдычить о том, что дешевый газ бывает только в Таможенном союзе уже как-то и не с руки, говорено не раз. Поэтому, думаю, Кремль решил сохранить статус-кво, а на реальные контакты и переговоры с Киевом пойдет лишь после того, как из Администрации Президента Украины поступит четкий посыл о готовности идти на уступки. И прежде всего, по вопросу Таможенного союза».
Теперь Украину в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана уже не зовут – публично, во всяком случае. Но и дверь перед нею не закрыта. Россия свою позицию продемонстрировала: Украина, если захочет, сможет присоединиться, но теперь уже инициатива должна исходить от нее самой. А пока поживем с таможенными ограничениями и европейскими ценами на газ. Никто давить на Киев не собирается, время на «подождать» у Москвы есть.
«Украина сейчас в чем-то как невеста на выданье — она принимает довольно серьезные предложения с двух сторон, и между Россией, и Евросоюзом здесь есть нескрываемая конкуренция, — считает сотрудник Центра украинистики и белорусистики МГУ Олег Неменский. — Проблема в том, что Украине действительно надо выбирать, и этот выбор надо делать уже в ближайшее время. При всей заманчивости предложений оба пути экономической интеграции имеют немало минусов, тем более, что западный на деле может оказаться по большей части фиктивным. Полноценная экономическая интеграция Украины в ЕС невозможна по структурным причинам — и это проблема именно украинской экономики. Восточный же пока что еще очень неопределенный и предполагает долгий период становления и оформления новых систем экономического взаимодействия.
Да и формат возможного совмещения этих двух вариантов пока что трудно определить даже в общих чертах. У России есть довольно значимые возможности давить на Украину в этом вопросе, тем более что цена на газ к концу года должна заметно вырасти. Однако украинское руководство осознанно и вполне открыто занимает прозападную позицию и немало делает для того, чтобы обеспечить стране «европейскую перспективу». Несомненно, также, что нынешний выбор будет для Украины судьбоносным — такого распутья в ее современной истории, пожалуй, не было с начала 90-х годов».
А пока Россия, Белоруссия и Казахстан уже месяц живут в рамках единого Таможенного союза. Внешне в жизни обывателей не изменилось ничего. Разве что машин с транзитными белорусскими номерами на улицах российской столицы стало намного больше: предприимчивые белорусы до введения Таможенного союза массово ввозили иномарки из Европы, пользуясь крайне низкими ввозными пошлинами, а теперь везут их на перепродажу в Россию. Ассортимент в магазинах остался тот же, а цены либо остались на прежнем уровне, либо падают: конец июля – сезон традиционных распродаж, да и на овощи-фрукты отмечается сезонное снижение. Только производителем всей этой продукции, помимо южных регионов России, значатся Египет, Турция, Пакистан, Китай, Израиль, Иран и т.п. – везти оттуда фрукты-овощи для российских предпринимателей выгоднее, чем из Украины.