Журналисты американского журнала Foreign Policy вместе с известным в США экспертом проанализировали, когда и чем может закончиться война в Украине. В статье говорится, какие три сценария могут ждать Украину уже в ближайшие годы, на какие риски должна уже вскоре пойти Украина и почему в США хотят новое контрнаступление ВСУ.
Известный американский международный эксперт директор стратегической программы в Defense Priorities, почетный профессор Городского колледжа Нью-Йорка и старший научный сотрудник Колумбийского университета Раджан Менон сделал громкий прогноз войны в Украине. По его убеждению, существует три сценария окончания войны в Украине, пишет ТСН.
Первый сценарий
Россия все еще может добиться существенных успехов на фронте, переломить ВСУ и поставить Украине ультиматум. Тогда президент РФ В.Путин точно выдвинет несколько требований, среди них самые важные: оставить за РФ захваченные украинские территории, а также вернуть остальную территорию Украины в свою орбиту влияния. О полном захвате украинской территории вряд ли речь идет, однако тогда Украина рискует превратиться в Беларусь – страну без собственной позиции, боеспособной армии и суверенитета.
Чтобы убедить мир реализовать именно этот сценарий, В.Путин активно продвигает «собственный мир» и, к сожалению, находит единичных единомышленников даже в Западном мире.
«Сторонники соглашения с В.Путиным, кажется, уверены, что могут предусмотреть развязку войны: победа России — скажем, контроль над Донбассом, Херсоном и Запорожьем — и подчинение Украины. Однако такие верные утверждения не имеют доказательной базы. Никто не может быть уверен, чем закончится эта война, и прогнозисты должны быть скромнее, учитывая, что почти все прогнозы по-прежнему оказались неверными», — считает эксперт.
И здесь эксперт делает важное замечание. Подобные прогнозы, хоть и нельзя исключать, но они еще не сбывались за эту войну. Все помнят, как на Западе на полном серьезе обсуждали «Киев за 3 дня». Но ведь страна обороняется и довольно успешно. Скептики в США и Европе кричат, что ВСУ не имеют шанса: только за 2024 год потеряли Авдеевку, а у россиян есть успехи на Донбассе. Но это только полуправда, говорит эксперт. Все это произошло при условии огромного преимущества врага в артиллерии и боеприпасах из-за задержки помощи США. Как только Конгресс наконец-то согласовал 61 миллиард помощи Украине, ситуация на фронте выровнялась. А теперь ВСУ наносят безумные потери войскам РФ по всему фронту.
Самая яркая статистика в Харьковской области, куда войска РФ поперли 10 мая. За май Россия потеряла более 38 тысяч бойцов мертвыми и ранеными. А это почти на 10 тысяч больше, чем в декабре 2023-го или в феврале 2024-го — в дни самых ожесточенных боев за Авдеевку.
Россия проиграет – такими темпами противник не просто выдохнется, ему потребуется новая мобилизация. Та же ситуация и с техникой. Они нетерпеливо бросают в мясные штурмы все новые и новые силы, достигая лишь малых тактических целей или вообще не преуспевая.
Раджан Менон считает, что многие в мире только обращают внимание на проблемы Украины: мобилизацию, нехватку оружия, ПВО, дальнобойных средств поражения и т.д., но как будто вообще не учитывают то, что потеряли и продолжают терять РФ. Эксперт убежден: идти на мир с РФ нельзя, потому что это только блеф.
«Призывы к мирным переговорам имеют еще один недостаток. Они перечисляют проблемы, с которыми сталкиваются украинские Вооруженные силы — есть на что указать, — но опускают любое упоминание о российских», — говорит эксперт.
Геолокационные данные показывают, что Россия потеряла около 16 000 единиц техники, в том числе более 3 000 танков, а также более 5 000 БТРов и БМП. Кроме того, треть кораблей и подлодок Черноморского флота была повреждена или уничтожена. Было много дискуссий о количестве жертв этой войны.
По данным Министерства обороны Великобритании, общее число погибших и раненых военных России составляет 465 тысяч. Но даже если подлинное количество составляет лишь одну треть от этого, потери России против гораздо более слабого противника все равно остаются значительными.
В 2024 году оборонный бюджет РФ вырос на 70%, а расходы на оборонку составили почти 7% ВВП страны.
Второй сценарий
Второй сценарий – наиболее благоприятный для Украины, но требует от Киева жестких решений и активных действий. Чтобы удержать фокус на себе со стороны Запада и дальше получать военную помощь, Украине нужны победы. Киеву нужно задуматься о новом контрнаступлении.
«Было бы глупо спешить с переговорами, прежде чем увидеть, какое изменение будет иметь введение дополнительного оружия, сможет ли российская армия поддерживать текущий темп, когда у Украины будет больше огневой мощи, и насколько успешным окажется план Украины. Если Украина, подкрепленная дополнительными войсками и вооружением, отразит больше территории — даже если достижения будут значительно меньше амбициозных целей Зеленского — и В.Путин поймет, что его армия не сможет достичь дополнительных достижений, Украина будет иметь больше рычагов влияния, чем она имеет сейчас для формирования политического урегулирования», — считает эксперт.
Третий сценарий
Есть и другой сценарий, так сказать «ни вашим, ни нашим». Если Украине не удастся вытеснить войск РФ со своей территории, или отбить часть временно оккупированной земли и поставить Путина под угрозу потерять еще больше, а Россия так и не сможет прорвать оборону ВСУ, сторонам придется договариваться.
«Война заходит в тупик, и оба противника считают, что из него невозможно выйти, но у В.Путина достаточно рычагов влияния, чтобы обеспечить нейтралитет Украины. Киев использует собственную переговорную силу, чтобы настаивать на вооруженном нейтралитете, который дал бы ему свободу тренировать свои вооруженные силы в западных странах, оснащать свою армию западным оружием и таким образом оставаться вне сферы влияния России», — отметил он.
Хотя другие сценарии, конечно, возможны, эти, за исключением первого, имеют общую черту: они требуют, чтобы Украина укрепила свою переговорную силу, прекратив российский импульс, развернув собственное контрнаступление и возвращая себе все больше территорий.
Для этого нужно время, которое у Украины сейчас наступает: западное вооружение только начало поступать на фронт, и его объемы увеличатся в ближайшие месяцы. Россия и Украина могут со временем провести переговоры о политическом урегулировании.
Добавим, с оборонных предприятий в Украине на фронт забирают дефицитных специалистов.