Обязательное образование на украинском, квоты на радио и телевидении, ликвидация русских школ, обязательность обслуживания на украинском для сферы услуг, обязательность ведения внутренней документации на украинском и так далее не приносят ничего, кроме раздражения и отчуждения, считает руководитель аналитического центра ЦОСЭР Денис Павленко.
Иногда кажется, что действия власти специально направлены на то, чтобы создать фантасмагорию в духе Босха. Иначе никак нельзя объяснить внедрение в живой язык слов из диаспорных диалектов, навязывание убогих феминитивов и тому подобные новшества.
Украинизация в ущерб языкам национальных меньшинств давно и уверенно ссорит нас с соседями. При этом, государство проявляет в этом вопросе удивительную настойчивость. Его не останавливают ни перспективы ухудшения отношений с ближайшими соседями, поддержка которых необходима для продуктивного взаимодействия с ЕС, ни критика со стороны международных организаций.
Одним из самых печальных последствий украинизации является тот факт, что украинский стал языком бюрократии, языком власти, языком приказов. Украинский – это язык СМИ, язык экспертов и журналистов, язык государства, когда оно общается с народом (сами чиновники «внутри» государства общаются преимущественно по-русски). Иначе говоря, украинский – это маркер, который означает, что говорящий пытается вами командовать.
Насильственная украинизация не создает ничего, кроме отторжения людей и поиска способов как-то минимизировать ее последствия, например, голосованием за тех, кто пообещает большую мягкость в этом вопросе.
Правда, все эти негативные последствия существуют только если мы верим в то, что украинизация действительно ставит целью достижение единства и однородности нации и, как следствие, избежания части конфликтов, имеющих этническую и языковую природу. Если мы допустим, что целью государства являются те результаты, которых оно действительно достигает своей политикой, то все встанет на свои места. Цель украинизации – классическое «разделяй и властвуй». Мы избежим множества ошибок, если будем рассматривать ее именно таким образом, убежден руководитель аналитического центра ЦОСЭР.