Заслуженная артистка России Наталья Крачковская ушла из жизни на 78-м году жизни. За свою 40-летнюю карьеру актриса снялась в более 100 фильмах, в том числе «Иван Васильевич меняет профессию», «Эта веселая планета», «Покровские ворота».
Наталью Крачковскую похоронят 5 марта на Троекуровском кладбище в Москве, где похоронены актер Андрей Панин, певица Валентина Толкунова, писатель Борис Заходер.
Девичья фамилия актрисы — Белогорцева. Наталья Леонидовна — коренная москвичка, родилась 24 ноября 1938 года в актерской семье. Прежде, чем стать актрисой работала лаборанткой в Институте металлургии им. Байкова и на геологическом факультете МГУ, подавала документы в Историко-архивный институт, ГИТИС и во ВГИК. В ГИТИС ее не взяли.
В кино начала сниматься в 1958 году и сыграла больше ста ролей. По природе своей была яркой комедийной и эксцентрической актрисой. Сама ее богатая фактура к тому располагала. В кино начала с крохотных ролей. Но встреча с режиссером Леонидом Гайдаем изменила ее судьбу. Он долго не мог найти подходящую актрису на роль мадам Грицацуевой, пока не встретился с Крачковской. И пригласил ее в свой фильм «12 стульев», ставший визитной карточкой актрисы на всю жизнь.
В комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» Наталья Крачковская колоритно сыграла жену управдома. Ей везло на роли всякого рода мещанок. Достаточно вспомнить «Не может быть!», того же «Ивана Васильевича….», «Покровские ворота». Одна из картин с ее участием называется «Шальная баба», и это определение очень подходило многим ее героиням.
Предприимчивых особ эпохи новейшего капитализма Крачковская сыграла в фильмах «Русский бизнес», «Русский счет» и «Русское чудо» Михаила Кокшенова по сценариям Аркадия Инина. Любой ее эпизод становился незабываем. Полюбила ее и Алла Сурикова, у которой она снялась в «Детях понедельника», «Московских каникулах», картине «Суета сует» и «Будьте моим мужем».
Коллеги актрисы вспоминают ее как талантливого и удивительно светлого и доброго человека, вспоминают ее фантастический комедийный дар, ее отзывчивость и жизнелюбие.
Как отметил президент российской гильдии киноведов и кинокритиков Кирилл Разлогов, уникальность таланта Крачковской заключалась в том, что она привносила в непримечательные с первого взгляда роли собственное видение и харизму.
Актеры, работавшие с Н. Крачковской, сравнивают ее с мамой.
«Наталья Леонидовна была прекрасным человеком, широчайшей души, добра, тепла. Для меня она была не только сценической мамой (в спектакле я играл ее сына), но и в моей жизни она, как мама, помогала мне советом, и общение с ней дорогого стоит. Такие люди, как Наталья Крачковская, это для нас, молодого поколения, маяки", — сказал артист московского театра «Содружество актеров Таганки» Игорь Иванов.
Известная актриса Наталья Селезнева, снимавшаяся вместе с Н. Крачковской в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" Леонида Гайдая рассказала, что она очень хорошо знала Наталью Крачковскую, знала ее близко, с ней дружила.
«Хочу донести до людей, что она была уникальным, удивительным человеком, она была порядочной, доброжелательной, отзывчивой, жизнелюбивой. Это был человек, который никогда ни о ком не сказал дурного слова. Она рада была всегда помочь, была гостеприимной и хлебосольной», — поведала актриса.
Актер Валерий Гаркалин подчеркнул, что фантастический дар Крачковской остался недооценен и не реализован в полном объеме.
«Наташа обладала фантастическим комедийным дарованием, это редкий дар, не все артисты обладают этим пространством смешного и могут это передавать через свою органическую природу. Наташа этим владела. К сожалению, этот дар не был востребован в том объеме, в котором это могло бы быть. Я могу только сожалеть. Но жизнь коротка, а профессия актера такая же короткая и вообще трагична. К сожалению, ей не удалось реализоваться в полную меру», — отметил В. Гаркалин.
Писатель Аркадий Инин рассказал, что Наталья Крачковская была очень позитивная женщина, притом, что «ей хватало печалей не только творческого плана, не только по поводу ролей. В плане здоровья, в житейском плане. Муж рано умер. Она одна воспитывала сына. К тому же Наташа не отличалась хорошим здоровьем. Я помню, как вынуждены были отменять некоторые ее концерты, потому что не было лифта, а подняться она не могла в свои поздние годы. Но она была очень боевая. Могла припечатать словом и делом, поставить человека на место, ежели что не так. Но в ней было жизнелюбие и солнечость».