У властей нет единого понимания того, как должна осуществляться реформа СБУ, и что для этого нужно конкретно сделать, поскольку в данный момент этот правоохранительный орган является ручной организацией для осуществления экономических и политических интересов Банковой.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA сообщил политолог Алексей Якубин.
«У нас другая история и практика использования спецслужб. А то, что называют «реформой» — является попыткой скалькировать модели, которые есть в европейских странах. Без понимания того, а нужна ли Украине именно такая форма спецорганов. У власти нет единого видения программы изменения СБУ. В данный момент имеются два варианта – либо следовать тому, что нам советуют европейские партнеры, либо и далее откладывать реформу на неопределенное время, оставляя все как и ранее, без изменений», — говорит эксперт.
По его мнению, вопрос о реформировании СБУ затормозился, потому что нет глобального политического понимания способа реформирования спецслужбы. Для Банковой удобно иметь СБУ как собственный подотчетный ей силовой орган. В то же время, то, что предлагают в Евросоюзе — не учитывает того контекста, в котором эти изменения должны произойти. Потому что в данный момент СБУ занимается такими операциями, как «крышевание» контрабанды, контроль над теневыми финансовыми потоками.
Также политолог обратил внимание, СБУ в данный момент формально занимается антитеррористической операцией, через собственный антитеррористический центр.
«И пока функция управления антитеррористической операцией не будет передана тому же объединенному штабу, сложно представить, чтобы СБУ могли так быстро и просто реформировать. Потому что спецслужба сейчас выполняет довольно большой объем работы, поэтому ее нужно освободить от некоторых функций, чтобы она могла заниматься более очерченным кругом задач, как это происходит у наших географических соседей», — уточнил А.Якубин.
Эксперт добавил, что третий вопрос – это финансирование.
«Нужно соотнести те финансовые ресурсы, которые выделяются на содержание СБУ, к примеру, с теми, которые направляются Национальному антикоррупционному бюро Украины и прочим антикоррупционным органам. Но, насколько я понимаю, ни раньше, не при будущем разделении, такого ресурса не предполагается. В госбюджете на СБУ не запланировано выделение средств. Если сравнить финансовые затраты, выделяющиеся на одного сотрудника НАБУ и СБУ, то в более выигрышном положении, конечно же, будет сотрудник НАБУ», — подчеркнул А.Якубин.
Кроме того, по словам эксперта, в Украине до сих пор не начало свою работу Национальное бюро расследований, по типу ФБР, которое должно взять на себя ключевые контрольные функции и по контролю над НАБУ, и ему должны быть переданы часть функций генпрокуратуры, а также, разумеется, часть функций СБУ.
«Поскольку данная организация пока не работает, то разговоры о реформировании СБУ упираются в желание отдельных политиков или увеличить собственный контроль над СБУ, или снять действующего главу, который рассматривается как достаточно лояльный президенту. Но без понимания того, как реформировать службу так, чтобы она реально служила безопасности граждан страны», — резюмировал эксперт.
Напомним, ранее сообщалось, план выполнения соглашения об ассоциации с Евросоюзом предусматривает концепцию реформирования Службы безопасности Украины до конца 2017.