Несмотря на идею пересмотра приложения к Соглашению об ассоциации с Европейским союзом (ЕС), что предложил премьер-министр Денис Шмыгаль, то за семь лет ЕС так и не смог заменить торговые отношения с Россией, а искать альтернативные пути развития руководство страны, видимо, не желает.
Такое мнение в комментарии корреспонденту ГолосUA сообщил эксперт Украинского института политики Валентин Гайдай.
«За семь лет с момента подписания Соглашения от ассоциации с Евросоюзом мы могли убедиться в том, что данный документ является не выгодным для Украины как с точки зрения экономики, так и с точки зрения политики. Если же плюсы в данном случае мы и получили, то рассматривать их стоит под микроскопом», — считает эксперт.
Как отметил В. Гайдай, квоты на поставки украинской продукции в Евросоюз исчерпываются буквально довольно краткосрочные и их не удается растянуть на год, а потому украинские предприниматели, ориентирующиеся на рынки ЕС несут систематически убытки.
«Как при Порошенко, так и после победы Зеленского предпринимались попытки ревизии Соглашения об ассоциации, в том числе и в сторону увеличения квот для украинской продукции и иногда европейцы даже шли на встречу в этом вопросе. Но это были скорее символические уступки. Евросоюз так и не смог для Украины стать полноценным заменителем торговли с Россией, а мы так и не смогли адаптировать свою продукцию под европейские стандарты. С отдельными странами ЕС, к примеру, с Польшей и Германией имеется неплохой товарооборот, но то же самое можно сказать и в отношении Китая и Турции, не говоря уже о России», — добавил политолог.
Как отметил эксперт, украинские власти затиснуты в тиски прозападного курса, освободиться из которых довольно сложно.
«Два новых правительства, сменившиеся при Зеленском, точно также продолжают западный курс без какой-либо «дорожной карты» и четких обещаний, стратегии и сроков получения членства в Евросоюзе. Причинами, по которым власть не может отказаться от прозападного курса состоят в том, что у них нет ни политической воли, ни соответствующих возможностей. Для исправления ситуации нужно менять курс внешней политики, разворачиваться от Брюсселя к Пекину или к Анкаре, лавировать между отдельными европейскими странами, Великобританией, которая уже вышла из ЕС, США и Канадой. В данный момент альтернативным вариантом может быть только Китай, потому что с Россией уже вряд ли удастся восстановить прежние взаимоотношения, какими они были до Евромайдана», — заключил В. Гайдай.
Ранее премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом пересматриваться не будет.
По словам Шмыгаля, Соглашение принято, ратифицировано и будет действовать.
«Речь идет о пересмотре и внесении изменений в приложения к Соглашению, они не нуждаются в ратификации ни европейского, ни украинского парламентов, и на них сегодня все внимание. Среди основных – приложения о так называемом «промышленном безвизе», это элемент расширения всеобъемлющей зоны свободной торговли. В нем есть 25 принципиальных положений, по 18-ти в течение прошлого года уже состоялись рабочие совещания и достигнуты договоренности. По другим семи мы еще работаем. Надеемся, в течение 2021/22 годов достигнем согласия и в отношении этих положений, и в конце подпишем все необходимые приложения о полном промышленном безвизе», – заявил Шмыгаль.