Президент Украины Владимир Зеленский сообщил об открытии участка железной дороги стандартной («европейской») колеи 1435 мм между Ужгородом и Чопом Закарпатской области, что позволит организовать беспересадочное железнодорожное сообщение между Ужгородом и рядом столиц стран Европы.
«Ужгород стал первым областным центром, который будет соединен с Братиславой, Кошице, Будапештом и Веной благодаря новой железнодорожной колеи. Сегодня состоялось открытие участка евроколеи Ужгород — Чоп», — написал Зеленский в телеграме в пятницу.
Он анонсировал строительство участка колеи 1435 мм до Львова. «Впереди еще много работы — развитие евроколеи до Львова, также продолжается развитие железнодорожного сообщения на других направлениях. Это очень важно, что во время войны, несмотря на все вызовы, мы делаем проекты, которые объединяют», — добавил Зеленский.
Вице-премьер Алексей Кулеба сообщил, что длина построенного участка составляет 22 км. Строительство длилось ровно год — с августа 2024-го по август 2025-го. Общая стоимость 1,3 млрд грн: половина средств — грант ЕС в рамках Connecting Europe Facility, другая половина — кредит Европейского инвестиционного банка.
«Уже с 12 сентября отсюда будут отправляться поезда в Братиславу, Кошице, Будапешт и Вену. Продажа билетов открылась уже сегодня, 5 сентября», — написал Кулеба в телеграме.
По его словам, осенью текущего года стартует электрификация участка. Часть расходов покроет CEF, а в государственном бюджете на 2025 год уже предусмотрено 128 млн грн.
Строительство длилось ровно год — с августа 2024-го по август 2025-го года. В церемонии открытия принял участие Зеленский, европейские партнеры и представители железнодорожных компаний.
«Следующий этап — продолжение евростандартной колеи от Ужгорода до Львова и строительство отрезка Скнилов — Мостиска-2. Это откроет прямой путь от Львова в Польшу и далее в другие страны ЕС. На эти проекты ЕС уже выделил EUR76 млн грантовой поддержки. Это начало масштабной интеграции украинской железной дороги в европейскую сеть», — написал Кулеба.
Как сообщалось, на строительство железнодорожной колеи 1435 мм на участке Чоп — Ужгород в 2025 году предусмотрено 946,04 млн грн из необходимых 1,14 млрд грн. В 2024 году на него было выделено 202,38 млн грн. Проект стал победителем в конкурсе CEF в 2022 году. В рамках проекта также был отремонтирован мост и обновлены коммуникации.
Ожидается, что в результате реализации проекта между Ужгородом и Чопом будут функционировать две параллельные колеи: широкая — 1520 мм и евроколея — 1435 мм.
Добавим, в 2023 году сообщалось, что УЗ планирует построить новые евроколеи к границе с Польшей.