Ученые Национальной академии педагогических наук Украины с участием ученых из Национальной академии медицинских наук провели анализ образовательных документов и учебно-методического обеспечения образовательно-воспитательного процесса и пришли к выводам о необходимости изменений в системе образования.
Об этом в статье для ZN.UA пишет Василий Кремень, президент Национальной академии педагогических наук Украины, президент общества "Знание" Украины, академик НАН и НАПН Украины.
Как отмечает автор, все составляющие нормативной базы содержания образования (стандарты, учебные планы и программы) требуют пересмотра, поскольку страдают чрезмерным объемом учебного материала, перегружены второстепенным или таким, который не соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся.
Так, например, согласно учебным планам, нынешним старшеклассникам в каждом классе приходится изучать более 20 учебных предметов, из них от шести до девяти — одночасовых (а то и получасовых). Педагогической наукой давно доказано, что эффективность таких курсов крайне низкая, в основном близка к нулю. Поэтому их необходимо либо изымать, либо объединять с другими предметами, либо переводить в старшей школе в спецкурсы.
“По результатам научного анализа, особенно остро проблема перегрузки учащихся стоит в начальной школе, где чрезмерность учебного материала превышает предельно допустимые санитарные нормы. Перегрузка присуща и другим звеньям общеобразовательной школы”, — отмечает автор.
Так, по словам В.Кременя, учебный материал в учебниках нередко превышает программные требования, местами содержит многословную текстуальную подачу лишней информации. Бывают случаи нарушения педагогического закона учета возрастных особенностей ребенка.
"По нашему мнению, для приближения профильного обучения к образовательным потребностям старшеклассников необходимо резко сократить количество предметов инвариантной (обязательной) составной части содержания, сведя его, максимум, к восьми предметам (вместо около 20 изучаемых сегодня), отдавая приоритет спецкурсам и факультативам на выбор учащихся", — пишет В.Кремень.
Дальнейшим шагом демократизации образования, по его словам, должно стать делегирование учителям возможности создания учебных программ по предмету. Именно такой подход демократизирует образовательный процесс и приблизит его к потребителям.