Ученые объяснили реалистичность портретов Рембрандта оптическими трюками

Свои автопортреты Рембрандт, скорее всего, писал, используя различные современные оптические приемы. Именно они позволяли художнику добиться фотографической точности.

Об этом сообщает N+1 со ссылкой на исследование, опубликованное в журнале Journal of Optics.

По словам исследователей, художники начала эпохи Возрождения использовали в процессе работы такие оптические инструменты, как камера-обскура, камера-люцида и сферические зеркала. Это объясняет, почему на картинах эпохи Ренессанса часто встречаются левши, ведь при использовании камеры-обскуры с линзой прямая проекция изображении будет зеркальной.

Для того, чтобы развеять сомнения в верности этой теорииисследователи изучили оптические технологии, доступные художникам XVI-XVII века и многочисленные автопортреты Рембрандта. Они сконструировали системы, которые могли использоваться мастерами. Всего их оказалось пять — одна использовала вогнутое зеркало, три сочетали в себе плоские и вогнутые зеркала и одна состояла из двух плоских зеркал и линзы. Проанализировав, как выглядели зеркальные проекции на бумаге, ученые пришли к выводу, что Рембрандт вполне мог использовать такие приборы.

В частности, исследователи говорят о том, что оптические системы могли бы объяснить, почему в поздних автопортретах Рембрандта его голова кажется непропорционально большой, а сам он порой смотрит несколько сбоку. 

Кроме того, авторы также отмечают, что зеркальные проекции хорошо видны на металлических поверхностях, таких как медные пластинки, которые художник как раз использовал для создания офортов и даже для рисования автопортретов. Его работы также используют технику, построенную на контрасте света и тени, которая так же лежит в основе светопроекторов.

Читайте также по теме