Американские ученые провели пилотное исследование автоматического определения учеников школ, находящихся в группе риска проявления насилия в отношении окружающих. Для этого ученые проанализировали интервью подростков со специалистами и проследили за их связью с результатами стандартизированных опросов на агрессию в отношении себя и окружающих.
Об этом говорится в журнале Psychiatric Quarterly.
В последнее время число случаев насилия в школах растет. Речь идет не только о буллинге: издевательства над одноклассниками, не включающие физического насилия (или включающие, но в «легкой» форме), пусть и не одобряются, но считаются частью взросления и нередко игнорируются как родителями, так и учителями. Большее беспокойство общественности вызывают случаи вооруженного нападения, причем не только в США (там случаи нападения на школы зачастую связывают со свободной продажей оружия), но и в России. Последний случай произошел в марте этого года: тогда в результате стрельбы из пневматического пистолета, устроенной ученицей одной из школ Курганской области, пострадали 12 человек.
Обычно учеников из группы риска проявления насилия определяют в ходе бесед со школьными психологами, а также на основании жалоб родителей, учителей и сверстников. Такой метод, разумеется, не всегда эффективен. Автоматизировать определение трудных подростков предложили ученые из Университета Цинциннати во главе с Мелиссой ДельБелло (Melissa DelBello). Исследователи разработали алгоритм определения насильственных намерений подростка на основании их интервью и данных, полученных с помощью стандартных тестов, проводимых американскими школьными психологами.
В исследовании приняли участие 103 человека (в возрасте от 12 до 18 лет) из 74 обычных американских школ. Учеников выбрали на основании зарегистрированных у них случаев агрессии в отношении окружающих и самих себя. Для каждого ученика были доступны данные об их поле, возрасте, расе и социоэкономическом статусе их родителей или опекунов.
У каждого участника взяли короткое интервью с открытыми вопросами в дополнение к ответам анкеты об агрессивности. Интервью расшифровали и разметили, выделив слова, семантически относящиеся к определенным категориям, среди которых — психические диагнозы, позитивные и негативные эмоции, неправомерные действия. Стоит отметить, что авторы не раскрывают подробностей процедуры разметки и не сообщают о том, какие именно слова и на каких основаниях относились к той или иной категории.
Используя полученные данные, исследователи создали алгоритм, указывающий на статистически значимую связь между двумя показателями склонности к насилию: результатами опроса и интервью. Алгоритм смог определить склонных к насилию учеников с точностью до 91,45 процента после учета демографических данных.
Авторы работы отмечают, что следующая цель подобных исследований — использование автоматического определения подростков из группы риска для предупреждения проявления насилия в школах. Пока что результаты предварительные, и эффективность работы алгоритма стоит проверять далее.