Великий австрийский композитор Людвиг ван Бетховен потерял слух из-за редкого дефекта в гене Nox3, который помогает нервным клеткам в «улитке» уха переносить высокочастотные шумы.
Об этом сообщает ZN.UA.
Как известно, Людвиг ван Бетховен полностью лишился слуха к 31 году. Ученые рассматривали разные версии этой потери одного из важнейших чувств в жизни музыканта: от тифа, перенесенного в молодости, до привычки Бетховена обливать себя холодной водой. Появилась новая догадка – возможно, у Бетховена был дефект в гене Nox3, который помогает «улитке» уха переносить высокочастотные шумы, говорится в статье.
Один из основоположников современной классической музыки, Людвиг ван Бетховен, был одним из немногих композиторов, которые продолжали свою музыкальную карьеру, несмотря на потерю слуха в молодости. Австрийский гений начал терять слух в 26 лет, когда он постоянно начал слышать высокочастотный звон в ушах, и практически полностью потерял его к 30 годам жизни. После смерти великого композитора ученые, культурологи и медики на протяжении почти двух столетий спорят, что могло послужить причиной этой трагедии.
Генетик Ричард Фридман из университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе (США) и его коллеги нашли иное объяснение нараставшей глухоты Бетховена, экспериментируя с мышами, часть генов в ДНК которых была случайным образом повреждена из-за близкородственного скрещивания. Во время эксперимента ученые помещали несколько таких грызунов в клетки, оснащенные динамиками, через которые каждые два часа проигрывалась очень громкая музыка, состоявшая в из низких и высоких тонов.
Благодаря этому приему авторам статьи удалось найти нескольких мышей, испытывавших примерно те же проблемы со слухом, что и Бетховен. Когда они проанализировали их геном, оказалось, что причиной этого были мутации в гене Nox3, которые сделали грызунов крайне уязвимыми для действия громкого звука, и в особенности тонов с частотой в 8 килогерц, что соответствует звукам многих ударных и смычковых инструментов или колокольчиков.
Повреждение этого участка ДНК, как показало вскрытие, приводит к тому, что так называемая «улитка» – часть уха, распознающая звук – начинает необратимо разрушаться под действием высокочастотных тонов. Это происходит по той причине, что повреждение Nox3 насыщает клетки уха агрессивными молекулами окислителей, которые часто сталкиваются с ДНК и повреждают ее. В результате этого так называемые волосковые клетки, нейроны, распознающие колебания жидкости внутри «улитки», постепенно гибли в ушах мышей после каждого «концерта», что и приводило к развитию глухоты. По всей видимости, нечто похожее произошло и с Бетховеном и некоторыми другими музыкантами, которые потеряли слух или начали испытывать проблемы с ушами в расцвете карьеры.