Американские ученые провели серию экспериментов, в которых не только определили, какая музыка вызывает ощущение мощи и власти, но и выяснили, что именно в музыке приводит в действие этот психологический механизм.
Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Social Psychological and Personality Science.
Авторы исследования заметили, что многие спортсмены перед матчем выходят на поле (футбольное или какое-либо другое) с наушниками в ушах. Многие слушают музыку прямо перед экзаменом, собеседованием или другим важным моментом, чтобы получить необходимую мотивацию. Действительно, определенная музыка наполняет слушателя ощущением могущества (или повышенной веры в себя), которое может быть полезно перед участием в каком-либо судьбоносном или просто психологически сложном мероприятии.
Ученые из Северо-Западного университета решили исследовать этот эффект. В первой части эксперимента группе испытуемых предлагали послушать 30-секундные отрывки музыкальных треков различных жанров, от рэгги до хип-хопа. После этого участников попросили сказать, какие именно песни вызывали у них наибольшую веру в себя, а какие на это влияли незначительно.
Выяснилось, что переполняют ощущением могущества, например, композиция группы Queen «We will rock you» и «Get ready for this» от 2 Unlimited. Менее мотивирующими были названы треки «Because we can» группы Fatboy Slim и «Who let the dogs out» от Baha Men.
В дальнейших экспериментах ученые попытались понять, как эти песни влияют на ощущение могущества. В результате психологических тестов, направленных на анализ ощущения могущества, исследователи выявили прямую зависимость между мотивирующей музыкой и изменением восприятия испытуемых.
В процессе ученые исключили из существенных факторов слова песни. Когда участников эксперимента попросили прочитать текст той или иной песни без музыкального сопровождения, дальнейшие опросы и тесты не показали никакого влияния на укрепление мотивации.
Одним из важнейших элементов исследования было выявление структурных компонентов в музыке, которые могли бы объяснить подобное психологическое воздействие. В серии отдельных экспериментов команде ученых удалось выяснить, что ключевым элементом в этом случае могут являться басы.
В ходе «басовых» экспериментов ученые попросили испытуемых прослушать новые для них инструментальные композиции, уровень басов в которых различался. Сначала участников попросили самих рассказать об ощущении укрепления мотивации после прослушивания, а потом выполнить психологический тест на определение подсознательной составляющей музыкального влияния на восприятие.