Договор Энергетического сообщества дал шанс Украине влиться в Европейский союз, избежав политических игр.
Такое мнение высказал директор энергетических программ Центра «Номос» Михаил Гончар в комментарии «Зеркало недели. Украина».
По его мнению, важность сообщения Европейской комиссии относительно безопасности энергоснабжения и международного сотрудничества для Украины очевидна не только в смысле констатации ее значимости как энергокоммуникационного звена для ЕС. Украина имеет уникальную возможность как для продвижения своих интересов, так и для европеизации своего энергетического рынка благодаря членству в Договоре Энергетического сообщества (ДЭС).
В принятом документе этому договору придается ключевое значение в отношениях с Восточной Европой. Это создает уникальную перспективу стать частью ЕС в энергетическом отношении, не являясь его членом в политическом смысле, подчеркнул эксперт.
В то же время М. Гончар отметил, что в действительности не все так просто, как на бумаге. Если в отношении Западных Балкан в ЕС существует более-менее четкое представление об этих странах как о будущих членах ЕС — кто раньше (Хорватия), кто позже (Македония), кто значительно позже (Сербия), но все равно будет принят, то в отношении Восточной Европы такого видения нет. Украина, Молдова и Грузия даже не идентифицируются в полной мере как европейские страны.
Эксперт Центра «Номос» напомнил, что в Евросоюзе не осмелились назвать программу партнерства с шестью постсоветскими странами как Восточно—Европейское партнерство, ограничившись расплывчатым — Восточное партнерство. Таким образом, страны Западных Балкан имеют, в отличие от стран Восточной Европы (в данном случае речь идет об Украине и Молдове как членах ДЭС и о Грузии как наблюдателе в договоре), достаточно сильный стимул для имплементации Договора Энергетического сообщества как элемента секторальный интеграции в ЕС до получения полного членства.
Автоматическое расширение ДЭС на Восточную Европу без одновременного решения вопроса о европерспективе этих стран, по мнению эксперта, создает серьезные проблемы в распространении европейских правил игры в энергетическом секторе. Дело в том, что, в отличие от Западных Балкан, где существует только европейская интеграционная модель, на Востоке есть альтернативная модель интеграции — российская. Собственно, ее сложно назвать интеграционной, скорее, это модель реинтеграции постсоветского пространства с доминирующей ролью России и с одновременной глубокой десуверенизацией стран-сателлитов. Эта модель напоминает скорее «аншлюс» и, естественно, неприемлема для политических и экономических элит стран Восточной Европы. Но, например, в случае с Белоруссией эти элиты уже ничего не могут сделать, процесс «аншлюса» этой страны прошел точку невозврата, считает эксперт.
По мнению М. Гончара, одним из главных векторов реинтеграции постсоветского пространства Россией является как раз энергетика. В этом смысле Россия бросила вызов Европейскому Союзу, стремясь не только не допустить расширения европейских правил игры на постсоветское пространство, но и повлиять на ЕС с целью пересмотра Брюсселем отдельных ключевых положений европейского энергетического законодательства, например Третьего энергопакета.
В то же время Евросоюз, оказавшись перед выбором — продвижение европейских принципов функционирования энергетических рынков или отношения с Россией, отдает преимущество второму. Конечно, в большей мере это касается не столько ЕС в целом, сколько отдельных стран-членов, традиционно ориентированных на РФ не только в сфере энергетики, но и политически. Тем самым девальвируется ценность принципов ЕС, что позволяет правительствам в восточноевропейских странах олигархократии игнорировать или как минимум медлить с их имплементацией, как это ярко видно на примере Украины.
По мнению эксперта, украинское руководство находилось в плену иллюзий, что если удалось договориться с Россией по ценам на газ в апреле 2010 года, то удастся и пересмотреть газовые контракты от 19 января 2009 года. Нужно только не раздражать Россию европейскими амбициями и риторикой. Однако, это не сработало, поскольку это было иллюзорное представление властной команды о российской энергетической политике.
М. Гончар выразил надежду, что власть распрощалась с иллюзиями и будет действовать теперь без оглядки на Россию, а принятый в ЕС документ будет способствовать этому.