Украина с миром, но мир … без Украины

size="2">Хотя стратегия позиционирования Украины в мире и не понравилась вице-премьер-министру Борису Колесникову и российскому блоггеру-дизайнеру Артему Лебедеву, ее реализация сможет значительно продвинуть нашу страну в мировом пространстве. По оценке экспертов, стратегия, разработанная по заказу МИД компанией "СFC Consulting", имеет около 60 интересных инициатив и мероприятий, которые смогут открыть Украину для иностранцев, увеличить туристический поток и расширить круг иностранных инвесторов.

size="2">Брендировать Украину в глазах иностранцев только на протяжении последних 6 лет пытались минимум 5 раз. Основной проблемой того, что ни один из этих проектов не стал эффективным, было то, что за них каждый раз отвечали разные структуры. Вполне логичным было бы предоставить функцию продвижения имиджа и бренда страны одной специальной структуре с неизменным руководством, которое бы отправляли в отставку минимум с переизбранием Президента.

size="2">Зато сейчас мы имеем серьезный разнобой во взглядах на Украину из-за того, что в свое время ее брендингом занималось как Министерство культуры и туризма или Министерство иностранных дел, так и частные компании. И проблема в том, что каждый раз образ страны за рубежом воспринимался по-разному. Все новые попытки сопровождались новым слоганом, а потому в последние годы за рубежом о Украины слышали такое: «Украина для влюбленных в снег» (2007 год), «Приглашаем в Украину» (2008 год), «Украина — красиво Ваша» (2008 — 2009 годы), «Включи Украину» (2010 год), «Движение по скоростной полосе» (2011 год). Также каждый раз новый логотип и концепция были и на Евровидении.

size="2">К чему это привело? Ответ неутешительный — хорошо и поверхностно знакомы с Украиной лишь 10% и 22% европейцев, для других — то есть для 70%, мы — никто. Такие данные были получены после довольно детального исследования, проведенного в декабре 2010 года в странах ЕС. Стоит отметить, что эти цифры легли в основу еще одной новой стратегии продвижения Украины, которая так не понравилась Колесникову.

size="2">Если детально проанализировать цифры, то можно удивиться, насколько мало делает Украина для своей репрезентации. Из 32% европейцев, кото
size="2">р
size="2">ые хоть что-то слышали о нашем государстве, 30% ассоциируют нас с писанками, а 10% с вышивками. Один из крупнейших информационных порталов — СNN, недавно проводил кампанию брендинга Украине и целую неделю демонстрировал о ней видеоролики. Это не проплаченный проект, а рядовая акция — портал посвящает каждую неделю новой стране. Представляли нас как страну с самым глубоким метро, ​​страну с огромным агропотенциалом и … возможностью ежедневно видеть гологрудые акции движения "Femеn", протестующего против секс-туризма. Причем, если об украинском секс-туризме за границей мало кто слышал, то «Femеn» «слегка» намекает на него.

size="2">Почти всю неделю на сайте СNN рядом с роликом о Чернобыле ставился сюжет о сексе туризме и обнаженных молодых девушках, которые выступают против него. Результат этой кампании можно проверить эмпирическим методом — введите в поиск канала СNN название нашей страны латиницей, то есть «Ukraine» и первой ссылке, ссылкой, которую вы получите, станет англоязычный сайт знакомств с украинскими женщинами, — промолчим для чего именно (причем, там уже зарегистрировано более 800 тысяч пользователей, поэтому нашим женщинам надо быть осмотрительными).

size="2">Таким образом отсутствие органа или структуры, которая бы контролировала информационное пространство за пределами нашего государства, приводит едва не к катастрофическим последствиям. Нельзя бесконтрольно пускать по течению такую ​​важную составляющую субъектности страны в мире, как ее образ и имидж. Вспомните газовый конфликт 2009 года – из-за отсутствия информационной политики или даже через информационное бездействие во время «газовой войны» с Россией наше мнение в Европе почти никто не знал. А тем временем власть должна нести ответственность не только за страну, но и за ее имидж.

size="2">Можно раскритиковать новую стратегию позиционирования Украины за рубежом, в чем очень помог бы известный политтехнолог Денис Богуш, разложив чуть ли не каждый абзац документа. Однако уже одно то, что МИД привлек к разработке профессиональную PR-компанию, заслуживает уважения. С Богушем можно согласиться в одном — кампания должна быть целостной, шрифты одинаковыми, а информационная политика точечной. То есть, для каждой страны нужно выбирать отдельную цель и для этой отдельной цели разрабатывать отдельное информационное позиционирование.

size="2">Провозглашать на свет одни и те же вещи и непрерывно повторять их — это все равно что охотиться на кабана с межконтинентальной баллистической ракетой стоимостью в 20 миллионов. Эффект для цели будет неожиданный, однако стирается поле для маневров и любая другая живность, которая рано или поздно могла бы пригодиться.

size="2">Как объяснил корреспонденту "ГолосUA" один из авторов проекта Геннадий Курочка, дело в ограниченности финансирования — на все было выделено лишь 900 тысяч гривен, в то время как одна лишь полиграфия бренд-бука обошлась в $43 тыс., а исследование знаний европейцев об Украине — в 8 тыс. евро. «Подобная работа должна выполняться не менее года и с бюджетом, который мог бы дать поле для широких исследований. Мы же выполнили все за полтора месяца, а почти половина средств пошла на полиграфию. И стратегия все равно качественная », — отреагировал на критику Г. Курочка.

size="2">Что же представляет собой стратегия. Это ряд мероприятий, которые предлагается принять для улучшения образа страны, а, возможно, даже и его создания. Некоторые из них назовем, например, — создание мощного информационного портала, который бы вмещал информацию об Украине и через ряд положительных видеосюжетов демонстрировал ее привлекательность для инвесторов, туристов и бизнесменов. Эти же видеосюжеты предлагается демонстрировать на тематических мероприятиях и распространять интернетом и другими каналами коммуникации.

size="2">Также предлагается вложить средства на презентацию Украины во время выставки «World Expo» — одного из наиболее влиятельных имиджевых событий мира. Необходимо создать Международный информационный центр «Украина», который бы распространял для ведущих СМИ мира информацию, выгодную Украины с точки зрения ее позитивного позиционирования. Подобные материалы должны рассылаться на многих языках и кроме всего еще и реагировать на любые внешнеполитические вызовы.

size="2">После принятия Лиссабонского соглашения, которое заменило Евроконституцию, граждане стран ЕС имеют право ставить перед руководством союза вопросы, которые их беспокоят. Для этого нужно собрать 1 млн. подписей на большей части территории ЕС. Учитывая это, Украина должна развернуть широкомасштабную кампанию в странах Европейского Союза для улучшения своего имиджа и собрать миллион подписей для постановки вопроса ее присоединения к ЕС.

size="2">Кроме этого предлагается создать крупный музей современного искусства, который репрезентовал бы Украину, как центр мирового постмодернизма (им, кстати, может стать Мыстецкий арсенал) и учредить фонд содействия молодым украинским дизайнерам. Украина богата на таланты и ее позиционирование, как государства-центра мирового искусства, может привлечь миллионы туристов со всего мира.

size="2">Стоит отметить и проект «Украина: съемочная площадка нового мирового кино», который предусматривает возвращение 20% затрат на съемки фильмов на территории Украины, а также разнообразные налоговые льготы. Этим путем уже пошла Мальта и Венгрия, где возвращают до 22% затрат на съемки фильмов (в любом случае это выгодно, ведь кроме репрезентации страны в ленте, много потраченных съемочной группой средств остаются внутри государства).

size="2">Жемчужиной стратегии можно считать закрепление за Украиной имиджа лидера Восточной Европы, путем проведения на территории государства большого количества межрегиональных форумов таких как: Восточная Европа (Украина, Польша, Венгрия, Словакия, Чехия) — Совет сотрудничества стран Персидского залива (Катар, Оман, Бахрейн, Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт) или Черноморский регион (Украина, Румыния, Россия, Болгария, Турция, Грузия) — Юго-Восточная Азия (Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд) или же Восточная Европа (Швеция, Норвегия, Дания , Финляндия, Исландия).

size="2">Таким образом, потратив незначительные с точки зрения брендинга средства, МИД получил достаточно интересную работу специалистов. Государственным чинам предоставили много инструментов улучшения удручающего состояния с информационным обеспечением присутствия Украины в мире. Да, это достаточно общая стратегия, не имеет конкретных региональных решений, однако набор предлагаемых инструментов действенный и единственное что нужно сделать — это начать с ним работать.

size="2">Не нужно забывать, что через год мы будем принимать «Евро-2012», а 90% информации о чемпионате идет из Польши. Однако Украина все еще может исправить эту ситуацию. Чемпионат Европы по футболу станет индикатором того, насколько эффективно власть подошла к брендингу нашей страны за рубежом, поэтому не нужно колебаться, а скорее приступать к решительным действиям.

Читайте также по теме