Финансовый мониторинг банковских клиентов в украинских реалиях сегодня не выдерживает критики.
Об этом корреспонденту ГолосUA заявил экс-заместитель главы Национального банка Украины Сергей Яременко.
Комментируя новации НБУ с проверкой легальности денег у клиентов всех банков, эксперт отметил, что Украине понадобятся десятилетия, чтобы комплексно внедрить комплаенс-контроль по европейским стандартам.
«Процедура проверки легальности происхождения денег у клиентов банков, называемая комплаенс-контроль, введена в европейских банках, однако в украинских реалиях потребуются десятилетия, чтобы внедрить эту процедуру комплексно», — заявил С. Яременко.
По словам эксперта, о нормативной мировой практике в украинских реалиях говорить пока не приходится.
«К этому Украине надо еще идти и идти. На это потребуются десятилетия. У нас в стране везде стоят банкоматы, заработную плату украинцы получают наличными и пр. И если сейчас со всех клиентов, которые пришли оплатить коммунальные услуги в банке, будут требовать документы, подтверждающие источник происхождения их средств, там будет не просто очередь, там будет вавилонское столпотворение. Я считаю, что это на сегодняшний день какое-то маразматическое требование», — подчеркнул банкир.
По его мнению, комплаенс-контроль – это хорошо, но все это должно происходить в нашей стране комплексно, постепенно.
«Страны к этому идут десятки лет. А у нас ни с чем не считаются, главное – быть похожими на Европу. Мы живем в каком-то формальном мире, что хотим, то и принимаем, лепиться к нам это или не лепиться, не важно. Главное – быть похожими на Европу. На самом деле Нацбанк должен дать официальные разъяснения, что на самом деле происходит в наших банках, когда требуют у частного клиента, который пришел в банк оплатить 800 грн за коммунальные услуги, документальное подтверждение даже такой суммы. Это абсурдная ситуация, которая не вписывается ни в какие рамки. Считаю, что это какой-то страшный перегиб, а если нет, то это полная «шизофрения», — резюмировал С. Яременко.
Напомним, отныне украинские банки обязали осуществлять финансовый мониторинг по европейским стандартам. Теперь их клиенты должны доказывать легальность доходов, что в украинских реалиях сделать очень непросто. С сентября начало действовать постановление НБУ №42, предусматривающее изменения в положение об осуществлении банками финансового мониторинга.
Отныне банки обязаны, кроме первичной процедуры идентификации, проверки паспорта и идентификационного кода, к которым мы все уже привыкли, требовать также документальное подтверждение источников происхождения средств клиентов.
Например, это могут быть документы о получении наследства, продажа имущества, справка о доходах или заработную плату и что-нибудь другое, что подтверждает легальность ваших денег. Этого требует более риск-ориенотований подход, который предусматривает соответствующую проверку не только на этапе установления деловых отношений, но и в течение всего периода обслуживания клиента в банке.
Это все необходимо, чтобы не допустить операции, не соответствующие виду деятельности клиента или же они не соответствуют его размеру легальных доходов.
По новым правилам, если клиент не сможет предоставить дополнительные документы, подтверждающие происхождение его состояния, банк не имеет права допустить соответствующую операцию.
Так, если раньше клиент выбирал банк, изучая его продукты, финансовые показатели и деловую репутацию владельцев, то теперь и банк будет интересоваться легальностью состояния клиента. И решать, может ли он его обслуживать или нет.
Новые правила иногда вызывают раздражение у клиентов и вызывают дискомфорт работникам банков. Чтобы максимально смягчить ситуацию и не допустить конфликтов с клиентами, банки уже проводят для своих менеджеров соответствующие тренинги, где учат, как объяснять людям, почему они задают им такие неудобные вопросы.
Важно также, чтобы банки в борьбе за клиента не прибегали к нечестной конкуренции, позволяя себе проверять их менее придирчиво. Новые правила одинаково действуют для всех.