Украинское государство должно обеспечить лицам прохождение альтернативной (невоенной) службы, полностью отделенной от воинской обязанности.
Об этой позиции Европейского суда по правам человека напомнил Раздельнянский районный суд Одесской области.
По этому делу истец получил от ТЦК 17 тысяч гривен штрафа за необновление данных, хотя обновил их через Резерв+ и обращался в ТЦК с заявлением о принятии его на учет. В частности, после получения повестки, истец явился в ТЦК и объяснил, что он желает стать на военный учет и получить отсрочку от призыва, поскольку посвящен крестным служителем Религиозного объединения Свидетелей Иеговы в Украине.
Хотя Законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации» альтернативная (невоенная) служба во время военного положения не определена, суд в этом деле напомнил практику ЕСПЧ, пишет SUD.ua.
В частности, позиция ЕСПЧ по делу «Мушфиг Мамедов и другие против Азербайджана» от 17 октября 2019 года (заявление 14604/18), согласно которой необходимость защиты территориальной целостности государства не может рассматриваться как основания для ограничения прав Свидетелей Иеговы и защите подлежит не только само право Свидетелей Иеговы «не брать в руки оружие», а их обусловленное глубоким религиозным убеждением право нести военную службу в любой форме, в связи с чем Государство должно обеспечить лицам прохождение альтернативной (невоенной) службы, полностью отделенной от военного долга.
Кроме того, Европейский суд по правам человека неоднократно отмечал, что Свидетели Иеговы принадлежат к известной христианской конфессии, которая с момента своего возникновения активно действует во многих странах мира, в том числе во всех европейских странах-членах Совета Европы, является религиозной группой соблюдающей принципы пацифизма и их вероучение не позволяет ее членам проходить военную службу, носить военную форму или брать в руки оружие. С другой стороны, Свидетели Иеговы соглашаются осуществлять альтернативную гражданскую службу при условии, что она не связана с военными организациями («Свидетели Иеговы г. Москвы и другие против России», от 10.06.2010, заявление №302/02).
В свою очередь, рассматривая дело Свидетеля Иеговы, осужденного в уголовном порядке за отказ от прохождения военной службы по религиозным убеждениям, ЕСПЧ в решении по делу «Баятян против Армении» от 07.07.2011 (заявление № 23459/03) отметил, что невосприятие военнослужащего – когда мотивом такого невосприятия является серьезный и непреодолимый конфликт между обязанностью служить в армии и убеждениями конкретного лица или его глубокими и непритворными религиозными или иными взглядами – является убеждением или взглядом столь неоспоримым, серьезным, последовательным и значимым, что на него распространяются гарантии ст. 9 Конвенции.
Следовательно, ЕСПЧ установлено, что право Свидетелей Иеговы, к которым принадлежит истец, на отказ от прохождения военной службы по религиозным убеждениям гарантировано пунктом 1 статьи 9 Конвенции.
Необеспечение таким лицам возможности реализовать их право на альтернативную (невоенную) службу является вмешательством в их свободу исповедовать свою религию, указал суд.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Шестого апелляционного административного суда по делу №363/4793/23 от 14 марта 2024 года.
Соответствующее решение Раздельнянский районный суд Одесской области принял 28 июня 2024 по делу 511/2216/24.
Следует добавить, что о необходимости определить механизм прохождения альтернативной службы во время действия военного положения говорится в представленном Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека ежегодном докладе о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Украине в 2023 году. Так, в докладе Омбудсмена Дмитрия Лубинца говорится, что в 2023 году руководители действующих согласно законодательству Украины религиозных организаций (Церковь адвентистов седьмого дня в Украине, Религиозный центр свидетелей Иеговы в Украине, Церковь евангельских христиан-баптистов и другие) не раз обращались к Уполномоченному с ходатайствами о защите права на свободу вероисповедания граждан Украины во время мобилизации.
В частности, вопрос касается нарушения права членов религиозных общин представителями ТЦК, которые отказываются учитывать убеждения мирян и священнослужителей религиозных организаций, вероучение которых не допускает применения оружия, их аргументы в пользу альтернативной службы и поднимают вопросы привлечения верующих к ответственности за уклонение от призыва во время мобилизации. Такие действия должностные лица ТЦК объясняют отсутствием механизма реализации права на альтернативную службу, гарантированного Конституцией Украины, в условиях военного положения.
Уполномоченный поднял вопрос перед Комитетом ВР по вопросам национальной безопасности по необходимости внесения соответствующих изменений в законодательство.
Также Дмитрий Лубинец дал Министерству обороны Украины рекомендацию разработать и подать на рассмотрение Кабмина проект о внесении изменений в Закон «Об альтернативной (невоенной) службе», которым определить механизм прохождения альтернативной службы во время действия военного положения.
«Впрочем, вопрос альтернативной службы остается не единственной проблемой, касающейся проблематики военной службы и религии. Вопрос особенностей питания, обусловленных религиозными убеждениями, для лиц, не воспользовавшихся правом замены выполнения воинского долга альтернативной (невоенной) службой и добровольно вступивших в ряды ВСУ, остается неурегулированным на законодательном уровне и приводит к случаям нарушения религиозных прав военнослужащих.
В Секретариат Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека поступило обращение о защите от дискриминации по религиозному признаку.
Заявитель Т. после начала вооруженной агрессии добровольно вступил в ряды территориальной обороны, однако после зачисления на службу имел недоразумение на почве религиозных убеждений, ведь служба не разрешала привычный режим разрешенного религией питания и выполнения религиозных обрядов.
Не имея возможности употреблять пищу, разрешенную в соответствии со своим вероисповеданием, он ничего не ел и не пил жидкости по нескольку дней. После очередной голодовки заявитель сообщил, что не может заступить на дежурство, ведь голоден и не имеет сил.
Это стало основанием для возбуждения в отношении него уголовного производства и применения меры пресечения в виде содержания под стражей.
Для решения проблемы и восстановления права заявителя Уполномоченный собрал полную информацию о вероучении кришнаитов, а также всестороннее описание принципов «ахимсы» и правил ведической культуры питания и передал в Апелляционный суд в качестве материалов дела.
В результате апелляционная жалоба заявителя была удовлетворена; отменено определение следственного судьи в отношении заявителя; принято решение постановить новое определение, которым в ходатайстве следователя о продлении содержания под стражей подозреваемого отказано; подозреваемый освобожден из-под стражи, что позволило с учетом религиозных убеждений принимать пищу в соответствии с вероисповеданием и религиозными обрядами кришнаитов; по его заявлению переведен в другой военный батальон. Кроме того, защитник заявителя поднял вопрос перед военным командованием относительно замены ему военной службы на альтернативную (невоенную)», — отмечает в докладе Дмитрий Лубинец.
Добавим, суд отменил штраф ТЦК, выписанный на основании реестра «Оберег», потому что реестр не упоминается в законе.