Через некоторое время украинские аграрии смогут отправлять зерно на экспорт не только через украинские порты, но и через модернизированные железнодорожные колеи польской железной дороги и через один из портов Польши. Польская сторона значительно помогла украинским производителям зерна увеличить объемы экспорта через западную границу Украины. Сейчас поляки и украинцы обсуждают вариант организации экспорта украинской агропродукции через польские порты.
Подробности переговоров сообщили в пресс-службе Всеукраинской Аграрной Рады (ВАР).
Украинские аграрии обратились к президенту Республики Польша Анджею Дуде и премьер-министру Республики Польша Матеушу Моравецкому с предложением о прокладке широкой железнодорожной линии с шириной колеи 1520 мм по территории Республики Польша, которая соединит украинско-литовскую железнодорожную сеть, а также присоединит к ним порт Гданьск.
Аграрии считают, что есть потенциал существенно диверсифицировать логистические цепи и увеличить экспортные мощности.
Наиболее узкими местами логистических маршрутов через польские порты являются ограниченные перегрузочные способности самих портов, доминирование портовой автомобильной инфраструктуры над железнодорожной, необходимость перегрузки вагонов или перестановки тележек через различные стандарты ширины пути и, соответственно, дефицит таких мощностей, а также вагонов и локомотивов европейского для перевозки зерновых групп товаров.
Один из крупнейших и ближайших европейских портов в Украину – Клайпедский порт (Литва), имеющий значительные свободные мощности по перевалке и через который Республика Польша также импортирует энергетический уголь. Но из-за широкого пути в странах Балтии – 1520 мм, как и в Украине, и соответствующих трудностей с переходом на европейский путь при сообщении с Республикой Польша оказывается невозможным реализовать экспортно-импортный потенциал порта Клайпеды.
Такие альтернативы, как использование автотранспорта или контейнеров, недостаточно приспособлены для транспортировки массовых навалочных грузов (уголь, руда, зерновые, металл) на большие расстояния и увеличивают их стоимость до неконкурентного уровня. Кроме того, в случае развития контейнерных терминалов, пропускная способность железнодорожной линии будет ограничена их мощностями, что вновь не позволит полностью использовать ее потенциал.
«По нашему мнению, прокладка железнодорожной линии с шириной колеи 1520 мм по территории Республики Польша, которая соединит украинскую и литовскую железнодорожные сети, а также присоединит к ним порт Гданьск, и использование ее для перевозок как грузов, так и пассажиров позволяет решить вышеупомянутые проблемы. Это даст значительные положительные финансовые и экономические эффекты как для Республики Польша, так и Украины не только из-за увеличения экспортно-импортных мощностей, а также объединения экономического пространства Республики Польша, стран Балтии и Украины», — говорится в обращении.
Такой проект может быть реализован путем реконструкции существующей железнодорожной сети и строительства совмещенного пути или строительства отдельной железнодорожной ветви в зависимости от выводов экспертных организаций, требующих соответствующего финансирования, уточнили в ВАР.
Как сообщалось, в среду, 29 октября, Минобороны России заявило, что останавливает действие “зернового соглашения” после якобы взрывов во временно оккупированном Севастополе, в результате которых были повреждены корабли Черноморского флота РФ.
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что решение России о выходе из “зернового соглашения” было спланировано еще в прошлом месяце, а также призвал международное сообщество отреагировать на действия РФ.
В июле “зерновое соглашение” подписали министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков, министр обороны Турции Хулуси Акар и генсек ООН Антониу Гутерриш. Соглашение называется “Инициатива по безопасной транспортировке зерна и продуктов питания из украинских портов”. Такое же соглашение с Турцией и ООН подписала и Россия .От турецкой стороны документ подписал министр обороны Хулуси Акар, от РФ — министр обороны Сергей Шойгу.