Украинское общество в тылу не должно понимать психологию и причины поведения военных. Более того, психологию людей, которые на грани жизни и смерти, невозможно понять людям в тылу. Но эти части социума могут «сойтись по середине». В Украине есть много специалистов, которые должны заниматься этим вопросом, но нет системы, которая бы помогла на уровне специалистов объяснить военным и тем, кто в тылу, что с ними происходит и помочь адаптироваться, если это нужно, к новым обстоятельствам.
«Когда у нас было объединенное общество? 24 февраля 2022 года и недели две мы держались вместе. Месяц войны мы были очень классные, объединенные. Как только Вооруженные силы локализовали противника в одном месте, у нас сразу стала «зона опасности» и «безопасная зона». Объясню почему: здесь, где зона опасности, зона выживания – человек мыслит больше лимбической системой, нужно выжить и он эмоционально, инстинктивно делает какие-то крутые штуки. Здесь, где безопасная зона, нужно ходить на работу, платить налоги, одеваться, чтобы нравиться хотя бы себе. У военного нет такого: «Сегодня понедельник, что я надену?». Он из спальника вылезает, носки надевает и побежал», — отметил военный психолог из группы инженерного обеспечения 67-й отдельной механизированной бригады Андрей Козинчук в интервью РБК-Украина.
По его словам, это не плохо и не хорошо, это лишь две разные работы головного мозга человека.
«Люди на фронте и в тылу это два разных общества. Не может человек, который постоянно в грязи, каждую секунду знает, что может быть прилет, жить с таким же раскладом, что «у меня флет-вайт пересоленный и капучино спутали с тыквенным латте», — отметил эксперт.
При этом он указал, что после завершения войны потребуется государственная система интеграции военных, ведь все проходят этот процесс по-разному и могут быть психологические кризисы.
«Во всех вооруженных конфликтах по возвращению с войны у военных идут такие периоды: эйфория, разочарование, агрессия, депрессия, принятие. На эйфории никто не останавливается. Может, кто-то на разочаровании остановится и всю дорогу «зрада», кто-то на агрессии – штурмовать магазины с выпивкой. Если задача отпуска восстановить силы, а не расслабиться, после войны надо имплементироваться в социум. Потому что есть идея, что социум должен нас (военных) понять. Нет. Вот социум, а вот военные – наша задача посредине встретиться. Пожать руки и сказать, мы любим друг друга, давайте жить вместе.
Но это долгий процесс – и там разные будут люди, всплеск суицидов, разочарований, кто-то пойдет в веру, кто-то, наоборот, атеистом станет, семьи будут рушиться и наоборот воссоединяться. Мне бы очень хотелось, чтобы в государстве была политика и система того, что нам делать дальше. У нас очень много классных специалистов – психологов, психиатров, социологов, священников, а системы нет», — подытожил психолог.
Напомним, ранее был назван фрукт, который справится со стрессом и бессонницей.