Сумма привлеченных иностранных инвестиций в 2014 и 2015 годах упала более, чем в два раза. Что касается прямых инвестиций, то львиную долю в уменьшении суммы составляет курсовая разница, то есть переоценка вложенного капитала в связи с девальвацией гривны.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA заявила эксперт Института общественно-экономических исследований Светлана Ковалевская.
«Необходимо разобраться, какие составляющие входят в общую сумму прямых инвестиций, учет по которым ведется по нарастающему принципу за все годы независимости Украины. За полтора года стоимость акционерного капитала нерезидентов действительно уменьшилась на $14,2 млрд., но не за счет существенного выведения капиталов. Львиную долю в уменьшении суммы составляет курсовая разница, то есть переоценка вложенного капитала в связи с девальвацией гривны. По последним данным Госстата – в январе-сентябре 2015 года привлечено 2,6млрд. долл., а выведено — $526,2 млн., при этом курсовая разница за этот период составила $3,7млрд. В прошлом году курсовая разница составила $12,3 млрд. Таким образом, данные за 3 квартала нынешнего года более оптимистичные, нежели за весь предыдущий год: паники среди инвесторов по поводу сворачивания бизнеса нет, а показатели по оттоку не превышают среднегодовые за период 2010-2014 годы. Хотя действительно сумма привлеченных иностранных инвестиций в 2014 и 2015 годах упала более, чем в два раза», — отметила С.Ковалевская.
Эксперт добавила, что иностранные инвестиции в Украине в большей степени воспринимаются как позитив для платежного баланса страны за счет увеличения притока валюты в страну, при этом они не значительно влияют на общий уровень капиталовложений в стране.
«Последнее подтверждают данные Госстата про уровень ежегодных капитальных инвестиций и источников их финансирования. Так, например, лишь за один 2014 год инвесторами за счет всех источников было вложено в основной капитал 204,1 млрд. грн. — эквивалент $17,2 млрд.При этом доля иностранных инвестиций составила лишь 2,7%, то есть 18,5% от общей суммы вложенных в 2014 прямых иностранных инвестиций в акционерный капитал (ПИИ). Это говорит о том, что ПИИ имеют низкий уровень «капитализации» . Большая часть иностранных инвестиций — или просто финансовые, или это покупка тех предприятий, которые уже существуют. Эти инвестиции не создают нового экономического потенциала для Украины», — заявила представитель Института общественно-экономических исследований.
С.Ковалевская напомнила, что за формирование и реализацию инвестиционной политики отвечает Минэкономрозвития.
«Но климат, это не столько политика, сколько условия, говорящие о характере и перспективах среды инвестирования. Его основные аспекты: природный, политико-правовой, экономический и социальный. Таким образом, над созданием благоприятного инвестиционного климата должны слаженно работать все элементы структур госаппарата. И тут важно понимать, кто в нашей стране работает на госслужбе, какие перспективы реформирования сферы госуправления, поскольку от чиновников сегодня зависят реформы во всех сферах деятельности страны. В ПЕП (ИСЕД разработал Политику экономического прагматизма — ред.) мы также уделили внимание этому важнейшему аспекту. Главное, чтоб в госслужбу пришли профессионалы, знающие как вывести свою отрасль из кризиса и провести реальные реформы, готовые брать на себя ответственность. Необходимо создать профессиональный, мотивированный и компактный государственный аппарат. Должна быть изменена вся система управления, возрождена функциональная и институциональная независимость. Весь государственный механизм должен быть нацеленным на достижение экономического роста Средством реализации являются уничтожение коррупции, справедливая государственная и местная администрация, программно-целевой принцип развития. Для этого необходимо изменить принципы отбора персонала на должности государственной службы, этику поведения всех участников общественных отношений, подходы к материальному и карьерному стимулированию государственных служащих. Подходы к реформированию органов государственной власти. Следует ввести Е-управление, там, где это возможно — предоставление административных услуг в электронной форме. Также необходимо провести изменения в системе распределения полномочий и ответственности между центральной властью и органами местного самоуправления, а также между самими центральными органами власти. Важно провести реформу административно-территориального устройства и организации власти на местах, задействовать движущую силу самоуправления, которая позволит решить социальные и общественные вопросы жизнедеятельности граждан, освободит центральную власть от несвойственных ей функций и сделает крепче конструкцию государства в целом», — резюмировала эксперт.