По состоянию на август 2018 года, лидирующее место в рейтинге кандидатов на пост президента Украины занимает народный депутат Юлия Тимошенко, за которую готовы проголосовать 18% избирателей, которые уже определились с выбором.
Об этом в ходе пресс-конференции в Киеве сообщил директор компании Seetarget, кандидат социологических наук Алексей Боровский, передал корреспондент ГолосUA.
Компания Seetarget провела социологическое исследование методом личных интервью (face-to-face) с целью отображения настроений украинцев и их отношения к политическим силам перед выборами-2019.
А.Боровский ознакомил журналистов с результатами исследований, проведенных в 63 городских и 105 сельских населенных пунктах среди 2 тыс. 627 респондентов; погрешность подсчетов составляет не более 1,92%.
Так, рейтинг кандидатов на пост президента Украины возглавила Ю.Тимошенко. Следующим в списке идет А.Гриценко, за него готовы голосовать 14% определившихся с выбором граждан. Третий в списке Ю.Бойко, за него сегодня готовы отдать голоса 11,2% определившихся избирателей. На четвертом месте О.Ляшко с 9,8% голосов; за П.Порошенко готовы голосовать 9,1% граждан; за В.Рабиновича – 6,2%; за кандидата В.Наливайченко – 3,9%; за В.Скоцика – 3,7%, за А.Садового – 3,4% избирателей, за О.Тягнибока – 1,7%, за А.Яценюка – 1,3%, за А.Билецкого – 1,1%.
Также с помощью соцопроса удалось определить антирейтинг кандидатов в президенты Украины – это список тех политиков, где первые места занимают кандидаты, пользующиеся минимальным доверием избирателей.
На первом месте этого списка – П.Порошенко, ему не доверяют 50,2% граждан Украины, которые будут голосовать; на втором месте – А.Яценюк, за него не будут голосовать 31,6% избирателей; на третьем месте – Ю.Тимошенко, 23,9%; у О.Ляшко – 20,5%; у Ю.Бойко – 18,6%; у О.Тягнибока – 17,5%, у В.Рабиновича – 17,2% недоверия опрошенных.
Наибольший рейтинг доверия среди политиков – у А.Гриценко, ему доверяют 35% опрошенных. На втором месте – Ю.Тимошенко с рейтингом доверия 23%; на 3 месте – О.Ляшко, 21%; у А.Садового – 18%; у В.Рабиновича – 17%; у Ю.Бойко и В.Кличко – 16%; у В.Гройсмана и В.Наливайченко – 15%; А.Вилкул и П.Порошенко – 12%; О.Тягнибок – 11%; В.Скоцик – 9%; А.Парубий – 8%; А.Билецкий – 6%; У.Супрун и А.Яценюк – 5%.
При этом А.Боровский сообщил, что в социологические исследования нет смысла включать В.Зеленского и С.Вакарчука. «У них достаточный рейтинг узнаваемости, но это не политический рейтинг», — сказал он.
Также компания Seetarget по результатам соцопроса составила рейтинг политических сил. Лидером партийного рейтинга стала «Батькивщина» — 18,6%; «Гражданская позиция» — 12,2%, «Оппозиционный блок» — 11,2%; «БПП-Солидарность» — 10,7%; Радикальная партия – 9,9%, «За життя» — 8,4%.
Антирейтинг партий возглавили «БПП-Солидарность» — 47,3%, «Народный фронт» — 27,3%, «Батькивщина» — 23,4%; «Радикальная партия» – 22,4%; «Свобода» и «Оппозиционный блок» — 17,4%. «Рух новых сил» — 16,2%; «За життя» — 13%.
Также А.Боровский представил отчет об изменениях в предпочтениях электората, если сравнивать настроения избирателей в 2014 году и прогноз на 2019 год.
Так, если в 2014 году часть респондентов голосовала за «БПП-Солидарность», то некоторые остались поклонниками этой партии, но значительная часть граждан либо собирается голосовать за другие партии, либо не определилась с выбором или не планирует голосовать вообще.
Ключевое ядро избирателей «Батькивщины» и «Радикальной партии» за указанный период времени не изменили своего выбора. Те же, кто голосовал за «Оппозиционный блок», в 2014 году остаются с этой партией и в 2019 году планируют голосовать за «За життя» или колеблются с выбором.
При этом, отметил А.Боровский, большинство других партий сохранили свое электорат, кроме «Народного фронта», чьи избиратели в большей степени перераспределились между другими партиями.
Он добавил, что также есть прогноз по предпочтениям электората в зависимости от места проживания. Так, среди ТОП-5 партий наибольшее количество избирателей в районных центрах и селах намерено проголосовать за «Батькивщину» (это 14% — 14,2%).
При этом за «Оппозиционный блок», «Гражданскую позицию» и «БПП-Солидарность» будут голосовать преимущественно жители районных центров Украины (10,1%, 9,7%, 8,3%). Голоса за «Радикальную партию» готовы отдать жители сельской местности (9,9% избирателей).
Как уточнил глава компании Seetarget А.Боровский, социологический опрос также помог создать идеальный для украинцев образ политика. Образ формировался на основе пяти ключевых характеристик: это лидер, способный остановить войну на Донбассе; нетерпимый к коррупции; компетентный в экономических вопросах и разбирающийся в экономике; способный отстаивать интересы простых людей; умеющий управлять страной.
При этом американский политтехнолог Джейсон Джей Смарт на пресс-конференции заявил: «Украинцы разочаровались в тех политиках, которые давно известны и давно работают на этом поприще. Люди не ожидают, что эти политики смогут решить накопившиеся проблемы. В украинском обществе достаточно высокий уровень депрессии. Поэтому сейчас идеальное время для того, чтобы среди кандидатов появились новые лица, новые люди, которые способны завершить военный конфликт на Донбассе и уменьшить уровень коррупции. Но еще рано говорить о прогнозах, потому что этот соцопрос – это срез по ситуации, это определение тренда, но завтра предпочтения избирателей могут измениться».
В то же время, аналитик Валентин Гладких заявил, что если в выборах президента Украины будут участвовать спойлеры (политики, ориентированные на оттягивание голосов ключевых кандидатов), то не исключено, что именно они смогут выйти в лидеры. «Сегодня невозможно прогнозировать, какими будут рейтинги кандидатов уже во время предвыборной кампании. Не исключено, что в лидеры выйдут спойлеры, или технические кандидаты», — сказал эксперт.
Кроме того, на пресс-конференции спикеры также сообщили журналистам о том, какие проблемы на сегодня для украинцев являются актуальными. Так, компания Seetarget изучила оценку украинцев относительно внутригосударственных острых вопросов. По словам главы компании А.Боровского, 45,4% респондентов считают, что Украина может самостоятельно решить свои трудности без внешней помощи; 42,3% считают, что Украина нуждается в международной поддержке.
Около 80% опрошенных высказались против продажи земель сельскохозяйственного назначения.
71% респондентов считают, что в Украине есть социальная напряженность между бедными и богатыми людьми; 57% говорят об актуальности социальной напряженности между руководителями и наемными сотрудниками.
Согласно проведенному социологическому опросу, основными угрозами для украинцев являются экономический крах (60%), бедность населения (55%); активизация боевых действий на Донбассе (49%); массовый выезд украинцев за рубеж (47,5%); угроза полномасштабной войны с Россией (43%).
Команда Seetarget с 2004 года объединяет специалистов по коммуникации, социологов, маркетологов, психологов, политологов. Большинство сотрудников являются Ph.D. и ведущими специалистами в разных областях социальных наук. Seetarget занимается исследованиями в политической сфере и бизнесе.