Масштабные пожары в Луганской области свидетельствуют о том, что в 2020 году Украина перешла «порог», в результате чего местные пожары стали набирать скорость до 60 километров в час, что сближает их с пожарами, которые мы наблюдаем в американской Калифорнии.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA сообщил руководитель регионального Восточноевропейского центра мониторинга пожаров Сергей Зибцев.
«Пожару в Луганской области 3 сентября предшествовал пожар в июле. Происходили они приблизительно по одинаковой схеме, когда огонь заходил в лес с поля или с поймы, после чего из леса он выходил на село. Нынешняя система борьбы с лесными пожарами предназначена исключительно под работу со слабыми тихими пожарами. Но в 2020 году мы перешли порог и пожары в Украине стали напоминать те, которые можно наблюдать в Калифорнии и Португалии – очень сильный ветер, при котором в поле пожар разгоняется до скорости 60 километров в час. Соответственно никто не имеет понятия, что с делать с такой ситуацией», -отметил эксперт.
По словам С. Зибцева, лесное хозяйство в Украине не финансируется государством, а ГСЧС работает четко в рамках своих нормативов, но сложившаяся на данный момент новая ситуация не вписывается в них.
«Сейчас при Минприроды (Министерство экологии и природных ресурсов) создана рабочая группа, которую возглавляет директор Глобального центра мониторинга пожаров (GFMC) Йохан Голдаммер из Германии. Данная группа занята разработкой национальной системы охраны ландшафтов от пожаров. Под ландшафтами подразумеваются лес, пойма, сельскохозяйственное поле, огород, которые нуждающиеся в защите. В результате исследований было выявлено, что самое слабое место в ландшафте – это участок, между населенным пунктом и лесом, между селом и поймой, между селом и полем. Именно отсюда начинаются пожары», — подчеркнул руководитель центра.
Соответственно, по его словам, если Луганская обладминистрация желает предупредить новые пожары, там должны обратить внимание на участки между селами и объектами с растительностью, откуда пожар заходит в село и проводить соответствующие мероприятия по профилактике пожаров – убирать растительность, к примеру, путем перепахивания поля.
«В нормативных документах ОГА в отношении вышесказанного наблюдается вакуум. Земли между селом и лесом рассматриваются как земли запаса, которые часто не обрабатываются и за них никто не несет ответственность. Следовательно, этот вакуум и приводит к подобным катастрофам, потому что тушить пожар на площади 10 тысяч гектаров – уже бесполезно. Это проигранная битва. Поэтому, нужно изменять систему борьбы с пожарами на уровне законодательства и при Экокомитете (Комитет по вопросам экологической политики и природопользования) в Верховной Раде имеется рабочая группа, ответственная за внесение необходимых изменений в законы, чтобы наконец появились лица ответственные за территории, находящиеся за пределами лесов. Речь идет о том, чтобы подключить областные и районные администрации, ГСЧС, лесников, полицию и армию, чтобы научить их работать по единой программе», — заключил С. Зибцев.
Ранее в Государственной службе по чрезвычайным ситуациям сообщили, что на территории Луганской области удалось локализировать пять из шести очагов возгорания в лесах Луганской области, возникших 30 сентября.
«3 октября пожар камыша и сухой растительности вблизи населенных пунктов Песчаное, Нижнетеплое и Артема Станично-Луганского района ликвидирован. По состоянию на 7:00 4 октября продолжается тушение 6 основных очагов, из которых 5 очагов локализовано. По предварительным оценкам, ориентировочная площадь, пройденная огнем, составляет более 20 тыс. га», — сообщили в ГСЧС.