Европейский парламент поддержал предоставление Украине кредита в размере до 35 миллиардов евро. Об этом сообщил премьер-министр Денис Шмыгаль.
«Это важный вклад ЕС в пределах $50 млрд кредита G7 с использованием доходов от замороженных российских активов, который поможет покрыть неотложные финансовые потребности Украины», — подчеркнул глава правительства.
Также £2.26 млрд в рамках этого же кредита G7 предоставит Великобритания.
«Такая бюджетная поддержка позволит обеспечить военные расходы, в частности, на противовоздушную оборону, артиллерию и необходимое оборудование.
Благодарны нашим партнерам из ЕС и Великобритании за безоговорочную поддержку Украины в борьбе против российской агрессии», — подчеркнул Денис Шмыгаль.
Как ожидает Европарламент, кредит будет предоставлен до конца 2025 года. Он будет выплачен за счет будущих доходов от замороженных российских активов.
Однако еврокомиссар Дидье Рейндерс подчеркнул, что Украина получит средства от ЕС под конкретные политические условия, установленные в рамках Меморандума о взаимопонимании с Украиной.
Ранее СМИ публиковали описание механизма, по которому планируется предоставить макрофинансовый заем от ЕС на 50 млрд евро. Так, новая операция будет связана с политическими условиями, согласующимися с ранее принятым Планом Ukraine Facility, содержащим для Украины разные условия, в частности реформы (принятие законов, кадровых, организационных изменений), за реализацию которых Украина получает соответствующие «транши». При этом если Украина не выполняет условия, становится известно о коррупции со средствами ЕС или мошенничестве, последующие выплаты по Плану Ukraine Facility могут и не одобрить.
Скорее всего, аналогичный механизм может быть задействован при предоставлении средств от ЕС в сумме 35 млрд евро, пишет SUD.ua.
Как отмечали в Еврокомиссии, мониторинг со стороны служб Еврокомиссии будет проходить на основе конкретных мер, согласованных с украинскими властями в Меморандуме о взаимопонимании (MoU).
Меморандум о взаимопонимании будет включать в себя политические условия, которые должны согласовываться с качественными и количественными шагами, содержащимися в Приложении к Исполнительному решению Совета (ЕС) 2024/1447 об одобрении оценки Плана по Украине и любых поправок к нему.
До 30 июня ежегодно Еврокомиссия будет представлять Европейскому Парламенту и Совету ЕС отчет о внедрении Регламента за предыдущий год, где будет указан прогресс, достигнутый во внедрении макрофинансовой помощи Союза, и оценка экономической ситуации и перспектив Украины, а также прогресс, достигнутый в выполнении политических условий, включенных в Меморандум о взаимопонимании.
Вместе с тем, как говорится в проекте Регламента, «существует риск использования кредитов мошенническим способом».
«Поскольку предложение не предназначено для конкретных затрат (в отличие от проектного финансирования), этот риск связан с такими факторами, как общее качество систем управления в Национальном банке Украины и Министерстве финансов, административными процедурами, контролем и надзорными функциями, безопасностью ИТ-систем и соответствием возможностей внутреннего и внешнего аудита», — отмечено в документе.
Также предупреждается о том, что «если безвозвратная поддержка со стороны Механизма кредитного сотрудничества с Украиной недостаточна для погашения займа МФА, а другие источники погашения невозможны, риск возникает из-за возможности того, что Украина не сможет обслуживать заем МФА, что может быть вызвано, например , значительным дополнительным ухудшением платежного баланса и фискального положения партнера».
Все операции подлежат процедурам проверки, контроля и аудита.
«Прерывание и приостановка платежей, финансовые исправления (введенные Комиссией) и возврат средств могут применяться, если это необходимо (в настоящее время этого не происходило), и это должно быть четко предусмотрено в соглашениях с Украиной» — отмечается в регламенте.
Предусмотрено, что этот взнос уплачивается до тех пор, пока действуют ограничительные меры, связанные с запретом операций, связанных с управлением активами и резервами Центрального банка России, а следовательно, пока Россия не прекратит свою агрессивную войну против Украины и не компенсирует Украине ущерб, нанесенный этой войной».
«Необратимая финансовая поддержка должна быть выделена Украине для погашения займа МФА и приемлемых двусторонних займов пропорционально основной сумме соответствующего займа к сумме основной суммы займа МФА и всем приемлемым двусторонним займам» — говорится в документе.
Поддержка Украине в рамках займа МФА должна предоставляться при условии, что Украина продолжает поддерживать и уважать эффективные демократические механизмы, включая многопартийную парламентскую систему и верховенство права, а также гарантировать уважение прав человека, в том числе лиц, принадлежащих к меньшинствам.
Соглашение о займе, которое будет заключено между Еврокомиссией и украинскими органами власти, должно содержать положения, согласованные с правами, ответственностью и обязательствами, предусмотренными Рамочным соглашением, упомянутым в статье 9 Регламента (ЕС) 2024/792, подписанного между ЕС и Украиной, вступившем в силу 20 июня 2024 года. Это обеспечит эффективную защиту финансовых интересов Союза, связанных с исключительной макрофинансовой помощью Союза, обеспечивая соответствующие меры по предотвращению и борьбе с мошенничеством, коррупцией и другими нарушениями, связанными с помощью. Он также в соответствии с финансовым регламентом предоставит необходимые права и доступ Еврокомиссии, OLAF, Европейскому суду аудиторов и, где это применимо, Европейской прокуратуре.
Согласно статье 15 приведенного Советом ЕС Регламента подробные финансовые условия предоставления средств будут определены в отдельном Соглашении о ссуде.
Напомним, глава Минфина США предложила дать Украине 50 млрд долларов в кредит из замороженных активов РФ.
Позже сообщалось, что 50 млрд долларов зависли, так как США и ЕС рассорились из-за кредита для Украины.