В Голливуде, США, в июле 2023 продолжается забастовка сценаристов. Их не устраивают условия работы. В результате индустрия кино перестала приносить деньги тем, кто делает коммерческие фильмы разных жанров. По самым скромным подсчетам, из-за отказа авторов сценариев продолжать работу, Калифорния теряет несколько десятков миллионов долларов в день, сообщает агентство Reuters.
Голливудские сценаристы продолжают бастовать уже почти два месяца. К ним должны были присоединиться и актеры, но на днях актерская гильдия и студии заявили, что близки к соглашению.
Остановка работы студий затронула многие предприятия, зависящие от «киноэкономики», включая рестораны, отели и транспорт. Прошлая забастовка сценаристов 2008 года, которая длилась 100 дней, обошлась экономике Лос-Анджелеса в более чем 2 млрд долларов упущенной выгоды.
Известный голливудский автор Стюарт Битти, написавший сценарии к фильмам «Я, Франкенштейн», «Соучастник» и «Пираты Карибского моря», говорит, что его жизнь пошла по незапланированному сценарию. Вместо того, чтобы сочинять новые истории, он второй месяц бастует на улице.
«Никто не хотел бастовать, но нас к этому вынудили студии, забирая всю прибыль за работу, которую делаем мы», – говорит Битти.
В забастовке сценаристов участвуют около 11 тыс. человек. Калифорнийские компании в знак солидарности посылают им еду и напитки. Главное требование сценаристов – повышение зарплат. Другое, не менее важное, – отказ от использования искусственного интеллекта при написании текстов.
«Нас очень беспокоит, что студии намерены создавать сценарии с помощью компьютерных программ, вместо того, чтобы нанимать авторов. Роботы не заменят сценарий, написанный человеком», – уверен Битти.
Убытки подсчитывает не только Голливуд – малый бизнес Калифорнии тоже страдает от забастовки. Меньше работы стало у ресторанов, в химчистках, у парикмахеров, визажистов, флористов, декораторов, электриков, всех тех, кого нанимали кормить съёмочные группы, гримировать актеров, строить и обслуживать декорации.
Условия работы авторов сценариев в индустрии развлечений США напоминают Дикий Запад, считает сценарист студии ARD в Лос-Анджелесе Зои Маршалл, член правления профсоюза «Гильдия сценаристов Америки» (WGA). В последние годы условия труда авторов ухудшились, поскольку студии часто их недооценивают.
Из-за значительного роста потоковых видеосервисов авторы требуют более высоких зарплат и справедливого распределения прибыли. Пока что они получают фиксированную зарплату – даже если сериалы имеют глобальный успех. Такие фильмы смотрят сотни миллионов зрителей, часто они остаются в топах платформы годами, однако прибыль от этого получает лишь студия.
По данным профсоюза WGA, несмотря на инфляцию, заработная плата сценаристов осталась на прежнем уровне или даже снизилась, из-за чего авторам становится все труднее зарабатывать на жизнь.
Добавим, в июне стало известно, что не всех актеров Голливуда устраивают условия работы. Так, они требуют новые соглашения о работе и хотят, чтобы новое соглашение учитывало все изменения в индустрии: телевизионные сезоны стали короче, паузы между ними увеличились, а стоимость жизни выросла. Студии получают все больше доходов со стримингов, но актеры традиционно зарабатывают на платформах меньше, чем в кино и на телевидении.
Перечисленные на сайте Гильдии требования актеров:
Увеличить минимальные размеры оплаты труда, страховки и пенсии.
Повысить отчисления с выходящих на стримингах проектов, добавить бонусы за популярность.
Сократить количество самопроб. За время пандемии стали распространены прослушивания, когда актеры самостоятельно записывали себя на видео и отсылали на прослушивание. Членов Гильдии не устраивает, что таким образом все расходы несет сам актер, в то время как традиционно они ложились на студию.
Урегулировать использование ИИ. Члены Гильдии требуют, чтобы любое использование ИИ для воссоздания образов или генерации нового продукта было возможно только с согласия актера и за справедливую компенсацию.
Основным камнем преткновения стали бонусы за выходящие на стримингах фильмы и сериалы. Платформы по-разному подсчитывают популярность своего контента и, как правило, не разглашают, как именно они это делают. Гильдия предлагает взять за основу методику подсчета третьего лица — аналитической компании Parrot Analytics, опирающейся на статистику поисковых запросов, активность фан-сайтов и вовлеченность в социальных сетях. Однако студии не хотят полагаться на такую информацию, тем более что популярность сериала в социальных сетях не всегда конвертируется в просмотры или подписки.
Как проходят переговоры
За закрытыми дверями. С начала стартовавших 7 июня переговоров стороны договорились не делиться с прессой подробностями, пишет Variety.com. Несколько дней назад глава Гильдии актеров Фрэн Дрешер опубликовала видео, в котором довольно оптимистично заявила, что переговоры проходят крайне продуктивно и стороны близки к соглашению.
Такое положение дел, однако, не устроило членов Гильдии, посчитавших, что руководство готово пойти на нежелательные уступки.
28 июня члены Гильдии опубликовали открытое письмо, призывающее руководство не сдавать позиции. За сутки его подписало свыше 1000 человек, в том числе Мэрил Стрип, Дженнифер Лоуренс, Рами Малек, Брендан Фрейзер, Дэвид Духовны, Марк Руффало, Боб Оденкёрк, Бен Стиллер, Ева Лонгория, Шарлиз Терон, Хоакин Феникс, Педро Паскаль и Обри Плаза. В письме говорится:
«Сейчас не то время, чтобы сходиться посередине. Мы просим вас добиваться тех перемен, которые мы заслужили, и отстаивать ту защиту, в которой мы нуждаемся. Если вы не сможете добиться желаемого, мы просим вас воспользоваться той властью, которой вас наделили члены Гильдии, и присоединиться к забастовке сценаристов. Ради нашего профсоюза и его будущего. Это наш шанс, который мы надеемся, вы не упустите. Солидарность требует честности, и мы должны донести до вас нашу решимость. Забастовка станет тяжким бременем для многих из нас, она никому не нужна. Но если дойдет до этого, мы готовы бастовать».
Публикация письма явно осложнила ход переговоров, и теперь многочисленные источники утверждают, что стороны договорились продлить переговоры до 7 июля. Продление переговоров, к слову, уже становится традицией — стороны точно так же не могли договориться в срок и в 2014-м, и в 2017-м.
Что будет, если забастовка актеров Голливуда начнется?
Ее должны будут поддержать все 160 000 членов Гильдии. В таком случае:
Встанет на паузу производство всех фильмов и сериалов, еще не затронутых забастовкой Гильдии сценаристов. Под удар рискуют попасть «Дом Дракона», «Андор», «Медленные лошади», «Веном 3», новый фильм Клинта Иствуда «Жюри номер 2», второй «Гладиатор» и следующая «Миссия: невыполнима».
Актеры не смогут принимать участие в пиар-кампании всех фильмов и сериалов, премьеры которых выпадут на время забастовки. Тут могут пострадать «Барби», «Оппенгеймер» и «Черепашки-ниндзя». Многие крупные студии вроде Sony, Universal, Marvel и Lucasfilm уже отменили презентации на июльском Comic-Con в Сан-Диего, но теперь там не смогут презентовать и уже выходящие проекты.
Церемония вручения премии «Эмми» может быть перенесена на более поздний срок.
Если актеры присоединятся к сценаристам, то забастовку начнут сразу две из трех крупнейших голливудских гильдий.
Также зарубежные СМИ сообщают, что Гильдия режиссеров, к большому недовольству остальных, подписала новое соглашение в середине июня.
Напомним, для просмотра в июне 2023 стал доступен фильм «Эвакуация-2».