В Киеве на Окружной дороге можно приобрести не только токсичную тару из-под гербицидов, подлежащую обязательной утилизации, но и отравиться концентрированной дозой ртути, содержащейся в люминесцентных лампах, которые хранятся в ангарах и заброшенных зданиях.
Об этом сообщает УНН, ссылаясь на расследование журналистов.
Так, в Украине до сих пор не установлен жесткий контроль за сферой утилизации опасных отходов. Проблемы с чистотой окружающей среды в Украине не секрет ни для экспертов, ни для политиков, ни для самих граждан.
Неоднократно народные депутаты и экологи сообщали, что экологическую ситуацию в Украине следует признать катастрофической.
В частности, по словам члена-корреспондента УААН, заслуженного деятеля науки и техники Украины Александра Бондаря, на сегодня в Украине накоплено 650-670 млн тонн опасных отходов первого и третьего класса опасности.
В свою очередь Председатель правления ассоциации предприятий в сфере обращения с опасными отходами Кирилл Косоуров отмечал, что опасные отходы можно найти даже в частных ангарах. /> В то же время, министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак признал экологическую проблему с утилизацией опасных отходов.
Все эти факторы стали причиной заинтересованности журналистов в соответствующем расследовании.
Посетив только одно место сбыта опасных отходов, журналисты убедились в том, что токсичные и ядовитые товары свободно находятся в обращении, создавая опасность для здоровья людей.
В частности, журналистам УНН удалось приобрести тару из-под гербицидов, которая имеет IV уровень опасности.
По словам продавца "яда", приобрести можно как пустую тару, так и наполненную непригодными к использованию гербицидами. Если же вещество покупателю не нужно, оно выливается прямо посреди здания.
Кроме тары, на складе продавца журналисты также заметили использованные люминесцентные лампы. Если случайно разбить одну такую лампу, то содержание ртути в воздухе в 160 раз превысит предельно допустимую ее концентрацию. Ртуть, попадая в организм человека, накапливается и остается там на всю жизнь.
При этом, ртуть способна влиять не только на физическое состояние человека, но и психическое. Под влиянием незначительных концентраций человек теряет работоспособность, не может сосредоточиться, испытывает постоянные головные боли и раздражительность, плохо спит. Влияние больших концентраций способно полностью разрушить личность: человек не может понять сыт он или голоден, в хорошем настроении или плохом. При сильных отравлениях ртути незначительный тремор пальцев и рук может перерасти в полное расстройство работы мышц.
В целом, по оценкам экспертов, сфера обращения с опасными отходами в Украине государством не контролируется и является источником наживы для недобросовестных предпринимателей. При этом, пострадавшей стороной всегда является население.
В частности, Украина не выполнила требования по Базельской Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Согласно аудиту Счетной палаты Украины, опасные отходы завозятся, транспортируются и вывозятся из страны практически бесконтрольно.
Например, грузы с опасными отходами на границе с Украиной не проходят опломбирования, а значит проконтролировать дальнейшую судьбу опасных отходов на территории Украины невозможно.
В июле текущего года Кабмин утвердил лицензионные условия для предприятий, которые занимаются или планируют заниматься утилизацией опасных отходов. Так, для получения лицензии на такой вид деятельности, предприятию-претенденту достаточно документально сообщить Минэкологии о том, что для этого у них есть все необходимое оборудование и мощности. И уже через 5 дней Минэкологии выдаст такому предприятию лицензию.
При этом, ни Минэкологии, ни любой другой орган власти не будет проверять достоверность указанных данных. Основной критерий — чтобы указанная предприятием информация совпадала с требованиями утвержденных лицензионных условий.
В результате такой формальной процедуры, по словам экспертов, лицензии выдаются предприятиям "вслепую", и те вместо утилизации опасных отходов, сохраняют их в лучшем случае в ангарах вблизи мест социальной активности (проживания, работы граждан), создавая угрозу не только окружающей среде, но и здоровью людей.