ГолосUA
18:47 23/07/2023

В Киеве грозятся ограничить расходы местных бюджетов, игнорируя реформу децентрализации

Центральные и местные власти вступили в публичные дискуссии о наличии у последней лишних средств. За счет перечислений в регионы сумм для переселенцев и выплат военным в некоторых общинах фиксируется резкий рост доходов. Соответственно, местные бюджеты, у которых эти доходы выросли, стали больше денег тратить на капремонты. В Киеве с этим не согласны, отрицая, по сути, эффективность реформы децентрализации, пишет Экономическая правда.

Основной источник поступлений местных бюджетов – налог на доходы физических лиц (НДФЛ, 18%). Как писала ЭП, благодаря увеличению количества военнослужащих и повышению размеров их денежного довольствия, общины, в которых расположены воинские части, получили дополнительные налоговые поступления.

Открытые данные портала Open Budget дают представление, о каких суммах идет речь. В 2023 году 53% всех расходов государственного бюджета (745 млрд грн) – это расходы на военных. Почти половина этой суммы – денежное содержание. Выплаты военным генерируют огромную сумму НДФЛ, остающуюся в регионах. Однако происходит это неравномерно.

В то время как в 2022 году совокупные доходы всех местных бюджетов в среднем упали на 5% до 555 млрд грн, в некоторых общинах поступления существенно выросли. Среди них общины, где дислоцируются воинские части и учебные центры.

Например – Международный центр миротворчества и безопасности, более известный как Яворовский военный полигон, расположен в 30 км к северо-западу от Львова. В 2022 году доходы местного общества от НДФЛ выросли в пять раз: с 205 млн грн до 1,2 млрд грн. Общий бюджет Яворивского общества в 2022 году вырос втрое до 1,5 млрд грн.

На общей карте отличился район Донецкой области, где на небольшой территории сосредоточено большое количество военнослужащих. Речь о городах Бахмуте, Славянске, Краматорске и Константиновке.

Доходы общин растут не только благодаря военным выплатам. Еще один источник поступлений местных бюджетов – внутренне перемещенные лица. Этим можно объяснить рост НДФЛ на западе Украины и равномерное, но уверенное уменьшение вдоль линии фронта, откуда уехала или осталась без работы существенная часть населения.

Почему в общинах бюджетные поступления во время войны стали больше /> Падение доходов одних общин и резкое увеличение других – это вопрос не только справедливости, но и способностей тратить эти деньги в условиях их дефицита у государства во время войны. Например, доходы Дачненского сельского территориального общества в Одесской области в четыре раза превышают расходы.

При увеличении доходов общины не могут так же увеличить расходы или кое-где это происходит хаотично: кто покупает «мавики» для фронта, а кто реконструирует стадионы. Если в 2022 году многие находились в ступоре по вариантам расходов, то в 2023 году капитальные расходы растут и по итогам года могут быть на довоенном уровне.

Центральные власти решили, что лучше знают, как тратить лишние деньги, которых у нее мало. Как известно, около 40% госбюджета финансируют международные партнеры, однако по договоренности с ними тратить их на войну Украина не может. Оборону государство финансирует денежными средствами от налогов и таможенных платежей.

Местные же власти могут тратить средства на любые цели. Это раздражает центральные власти, о чем свидетельствует заявление главы фракции «Слуга народа» Давида Арахамии, который заявил: Рада может ограничить непервоочередные с точки зрения Киева расходы в регионах.

Через несколько дней после его заявления появились очертания возможных изменений.

В стране война, а власть производит ремонты. Можно ли потратить эти деньги на армию?

Председатель парламентского комитета по экономическому развитию Дмитрий Наталуха предлагает либо ограничить закупки местными властями товаров и услуг, если они не критически необходимы, например, для обороны, восстановления энергетики и инфраструктуры (правительство должно сформировать перечень КВЭДов товаров, которые будут ограничены для закупки), либо забрать военную составляющую НДФЛ из местных.

Другой вариант – обязать местные органы самоуправления направлять до 50% доходов на нужды обороны.

Какой сценарий выберет центральная власть, решится ли она коренным образом перекраивать бюджетную систему и как сужение возможностей местного самоуправления воспримут международные партнеры, считающие реформу децентрализации одной из самых удачных за последние десять лет, пока неизвестно.

Напомним, на днях Кабмин Украины рекомендовал местным бюджетам тратить деньги только на оборону, соцпрограммы, медицину, образование и восстановление инфраструктуры.

 

Читайте также по теме