В Министерстве образования и науки взялись менять школьные программы без цели улучшить уровень знаний учащихся.
Такое мнение выразила директор Центра экспертизы образовательных реформ, доктор педагогических наук, профессор Людмила Ващенко в комментарии корреспонденту ГолосUA.
«Минобразования меняет программу средней школы уже достаточно длительное время. Но, поскольку в этот период у школьников появляется больше предметов, а у заинтересованных лиц (учителей, ученых, чиновников, издателей и т.д.) есть желание сохранить свои интересы, возникает необходимость эти интересы согласовать с образовательными потребностями самого школьника. Важно концептуально осмыслить учебную программу средней школы с позицией целостного подхода: какое образование должны получить дети в этот возрастной период, какие предметы должны преподаваться и каким содержанием они должны быть насыщены», — отметила эксперт.
По ее словам, главная ошибка Минобразования заключается именно в отсутствии целостного взгляда на цели реформы и в попытках слепо копировать европейскую систему образования, непонятным образом интегрировав тот же компетентностный подход в отечественную школьную программу.
Как подчеркнула Л. Ващенко, трудно себе представить, каким образом учитель будет развивать те же «математическую компетентность», «основные компетентности в естественных науках и технологиях», «инициативность и предпринимательство» на уроках гуманитарных дисциплин и предметах художественно-эстетического блока.
«Все это в программе, что называется, «притянуто за уши», — сказала профессор.
При этом директор Центра экспертизы образовательных реформ подчеркнула, что использование в средней школе современных авторов с достаточно спорными текстами с сомнительным художественным уровнем и, особенно, материалы с политическим контекстом и вовсе недопустимо.
При этом доктор педагогических наук уточнила, что результатом продолжительных реформ от команды Лилии Гриневич стало катастрофическое падение уровня образования в украинской школе. Так, на сегодняшний день школьники недостаточно подготовлены даже к сдаче выпускных экзаменов, ВНО, и значительная часть родителей вынуждены нанимать репетиторов, чтобы компенсировать слабое школьное образование.
Кроме того, как подчеркнула Людмила Ващенко, для введения новых предметов необходимо сначала подготовить учителей по ним, что предполагает серьезную и длительную работу.
Напомним, министр образования Лилия Гриневич анонсировала новые учебные программы для 5-9 класса, работа над изменением программы в настоящее время ведется. В целом, как сообщили в ведомстве, было обновлено 40 учебных программ, в том числе по трудовому обучению, которое, как предполагается, теперь не будет разделяться по гендерному принципу.