Полное обеспечение Вооруженных сил Украины всем необходимым невозможно, пока продолжается российское вторжение, поскольку потребности Сил безопасности и обороны в оружии и тыловом обеспечении регулярно обновляются, отмечает руководитель Департамента политики закупок Министерства обороны Украины Глеб Каневский.
«Мы не можем так сказать, пока продолжается полномасштабное вторжение. Почему? Потому что потребности ВСУ, что в оружии, что в тыловом обеспечении регулярно обновляются», — сказал Каневский в эксклюзивном интервью агентству «Интерфакс-Украина», отвечая на вопрос, можно ли сказать, что ВСУ обеспечены всем необходимым от Минобороны.
«Чем отличается планирование до войны и во время войны? До войны планы закупок даже на три года пытались разрабатывать. Сейчас закупочная система Минобороны работает совсем в других условиях. Для вашего понимания, в начале года было запланировано до конца года одно количество бронежилетов и шлемов, а на сегодня уже другая цифра», — добавил руководитель департамента.
Он подчеркнул, что происходит постоянное обеспечение потребностей, которые ВСУ выставляют Минобороны, поэтому большое значение имеет адаптивность к изменениям.
«Поэтому собственно нам и понадобились два агентства. То есть мы создали адаптивную архитектуру закупок, которая может быстро реагировать на постоянные потребности и запросы со стороны Вооруженных сил Украины. Как в оружии, так и в тыловых закупках», – отметил руководитель департамента.
В качестве примера Каневский привел тему с питанием для ВСУ. По его словам, этот вопрос «сложный, ведь годами в этой сфере были игроки со всеми контактами».
«Поэтому Министерство и “Государственный оператор тыла” ввели электронную систему приема актов, которая называется DOTChain. Теперь воинские части, когда получают питание, акты отправляются в электронной форме. ГОТ получает их в электронной форме, согласовывает, и все это фиксируется в электронной системе. То есть делается невозможным манипулирование, махинации с бумагами», — пояснил он.
Говоря о возможных рисках проявлений коррупции во время закупок для ВСУ, Каневский заявил, что Министерством обороны принимаются сейчас правильные решения, которые значительно отравляют и портят коррупционные попытки в сфере закупок для Вооруженных сил, «впрочем, коррупция – это не только органы власти, а также и бизнес».
«Коррупция – это двусторонний процесс. То есть коррупция – это не только органы власти, а также и бизнес, работающий с органами власти. Да, я не могу заявить, что 0% коррупции, потому что очень много игроков: со стороны бизнеса, разных посредников, поставщиков, логистических компаний. Но я могу точно сказать, что Минобороны принимаются и принимаются сейчас правильные решения, которые, скажем так, значительно отравляют и портят коррупционные усилия и планы», — сказал Каневский.
Хорошим примером этого он, в частности, назвал запуск 29 июля портала «Партнер МОУ». По словам Каневского, это «важное простое решение», которое воплотила команда Министерства обороны Украины — цифровизация процесса коммуникации с бизнесом, который хочет стать поставщиком через Государственного оператора тыла Вооруженным силам Украины.
«С 1991 года бизнеса, для того чтобы стать поставщиком было найти какие-то «руки», и через десятки рук получить контракт. Мы же создаем условия, чтобы прекратить любой поиск таких контактов, друзей, знакомых и т.д. То есть, мы оцифровали один такой маленький старенький бюрократический процесс, который на самом деле формировал рынок поставок для Вооруженных слуг Украины все 30 лет. А мы меняем эти правила, и хотим, чтобы система была для всех понятна и чтобы она способствовала минимизации коррупции», — подчеркнули в Минобороны.
Добавим, зарубежные СМИ пишут, что проблема бегства военных из украинской армии в 2024 году приобрела угрожающий масштаб.