Главными вызовами в 2015 году для украинского бизнеса станут не война и кризис, а налоги.
Об этом говорится в статье ZN.
Решив привлечь в бюджет-2015 на 98 млрд грн больше, чем в 2014 году, правительство поломало через колено многих предпринимателей, поскольку реализовывать амбициозные планы по наполнению госказны будут именно налогоплательщики, а не Кабмин.
Бизнесу придется отдавать последнюю рубаху, и никаких улучшений для его работы не будет. Налоговая реформа существенно повысила фискальное давление, при этом не упростив, а усложнив администрирование налогов и сборов, отмечает автор.
"Плохо, что правительство продолжает мыслить в фискальной, а не экономической логике. Отталкиваться нужно не от того, какой уровень налогообложения позволяет экономике выжить, а от реальной рассчитанной суммы налоговых поступлений. Но за основу снова берутся расходы бюджета, а затем устанавливаются налоговые нормы, необходимые для сбора такой суммы, — рассказал Валерий Пекар, соучредитель проекта "Нова Країна". — Результатом будет страшный фискальный кризис уже в начале весны: денег будет недостаточно для оплаты расходов. И что дальше? Новая эмиссия и новый виток инфляции? Прекращение финансирования армии, образования и других бюджетных сфер? Война требует немедленных реформ. И первое, что необходимо сделать правительству, — запустить экономическое развитие. Это возможно только при отмене всех регуляторных ограничений, введении простой, прозрачной и дешевой в администрировании налоговой системы".
На фоне сложнейшей, продолжает автор статьи, экономической ситуации предпринимателям придется работать в новых условиях налогообложения, которые никак не помогут им пережить кризис. Более того, наполнению бюджета они тоже не поспособствуют.
"Нашей экономике как воздух необходим приток капитала. Сейчас его отсутствие оправдывают войной, но это слабое оправдание. В действительности война не является определяющим барьером, основной барьер — это отсутствие структурных изменений в экономике, по сути, полная бездеятельность властей, — рассказал экономист Валерий Гладкий. — Финальным аккордом стало повышение налоговой нагрузки. На первом курсе любого экономического вуза рассказывают, что увеличение налогового бремени угнетает экономику. Фискальный прессинг можно было бы оправдать войной, если бы наша система госфинансов была эффективной. Но она такой не является, а значит, уплата большего количества налогов в итоге не приведет к увеличению капитальных расходов государства и развитию экономики". Фактически это игра в одни ворота, говорится в материале.
Раскритикованная система электронного администрирования НДС все-таки заработала. До 1 апреля 2015 г. штрафы за нарушение срока регистрации применяться не будут, а налоговые накладные в ЕРНН будут регистрироваться без ограничений. Правда, пока возникает ощущение, что предприниматели не готовы к изменениям и не до конца понимают, как работать с новой системой. "Прошла уже половина января, а у меня ни один из контрагентов не зарегистрировал налоговую накладную в ЕРНН, — рассказала Александра Томашевская, эксперт столичного центра поддержки и развития бизнеса. — Такое ощущение, что все замерли в ожидании чего-то".
Суммы остатков бюджетного возмещения и отрицательного значения, задекларированные до 1 января 2015 г., будут учитываться путем увеличения размера суммы налога, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные в ЕРНН (с одновременным увеличением налогового кредита на соответствующую сумму). Без проведения проверок — не более 6/12 налогового кредита, задекларированного в налоговых декларациях по НДС за последние четыре квартала. А остальных сумм — после проведения соответствующих проверок. Уже с 1 апреля размер суммы, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные в ЕРНН, автоматически увеличится на суммы среднемесячного размера налога, задекларированные плательщиком к уплате в бюджет за последний год, отмечается в статье.
Объект налогообложения по налогу на прибыль будет рассчитываться на основании данных бухучета посредством корректировки финансового результата (до налогообложения) и разниц, которые увеличивают или уменьшают финансовый результат до налогообложения относительно амортизации необоротных активов, резервов и финансовых операций. Но налоговые разницы будут определять плательщики, имеющие доход свыше 20 млн грн в год (не более 5% от общего их количества). То есть подавляющее большинство плательщиков смогут рассчитывать налог на прибыль по данным финансовой отчетности без определения налоговых разниц.
Кроме того, реформа единого социального взноса (ЕСВ) не принесет ожидаемых плодов, так как на практике она применима лишь для крупных городов.