16 лет назад Евросоюз решил внедрять политику реформирования сельских территорий. Как только Польша стала членом ЕС, ее сразу же заинтересовал этот проект. Еще бы — ведь появилась возможность воплощать собственные мечты, получая при этом финансовую помощь! Начиналось все в 2005 году, а уже сегодня поляки могут похвастаться хорошими результатами развития сельских территорий в рамках проекта «Лидер». Об этом корреспондент “ГолосUA” узнал во время студийного визита украинских журналистов в польский город Колобжег, который проходил в рамках проекта «Прозрачная Украина для Восточного партнерства».
Первые шаги
Сначала жители польских деревень не имели никакого представления о том, как можно изменить ситуацию. Поэтому, как уверяет председатель общества «Лидер Поезежа» Иренеуш Костка, первыми шагами были обычные встречи: «Я помню первую встречу десяти вуйтов и бургомистров, которые решили, что хотят присоединиться к этой программе. Дискутировали тогда 2-3 часа. И таких встреч с дискуссиями было много по всей Польше. Ведь нам нужно было определить стратегию, решить, что мы хотим делать».
Если Евросоюз определил определенные цели программы, то каждая сельская местность должна была выяснить, каким образом достигать этих целей. В то же время, указанные меры оказались различными, ведь каждая территория отличается от другой в историческом и ментальном плане, имеет свои туристические условия, среду и т.д.. Кроме выработки определенной стратегии действий, программа включала в себя обмен опытом.
Очень помогли поездки в Германию и Швецию. Как признался И. Костка, встречи с местными общинами были интересными прежде всего потому, что немцы и шведы, например, имели похожие проблемы, но они нашли к ним другой подход. «В итоге у нас появилось ощущение, что мы можем быть активными, мы были объединены одинаковыми целями, мы приучались к демократии и понимали, что ту активность, которая спит в наших жителях, мы сможем «разбудить». Ведь в каждом человеке есть огромный потенциал, только нужен импульс. Это дало надежду, что все приобретения будут в пользу сельской общине», — подчеркнул И. Костка. По его словам, деятельность локальных групп активности побуждает жителей сельских территорий к преодолению собственных слабостей и умелому обучению для того, чтобы побороть слабые стороны или превратить их в сильные. «К сожалению, слабой стороной деятельности «Лидера» в Польше является бюрократия. Она тормозит развитие сельских территорий и этого нельзя пока что избежать. Однако ведется интенсивная работа, которая приведет к упрощению некоторых процедур», — заверил председатель общества «Лидер Поезежа».
Выделение средств — дело хлопотное
Использование европейских средств в Польше всегда происходит на принципах конкурсного отбора. И здесь стоит сделать акцент на том, что в процессе определения наиболее подходящего и полезного для общества проекта ни в коем случае не может идти речь о политических составляющих. Зато преимущество предоставляется действительно лучшему проекту.
Как рассказал И. Костка, его организация разработала проект «Стратегия местного развития» и подала заявку на конкурс. Через полгода оказалось, что именно этот проект получил финансирование. «Поэтому имеем возможность использовать 21 млн злотых. Наша стратегия распространяется на 12 гмин (это 127 000 жителей). По числу жителей, охваченных проектом, мы являемся крупнейшей группой активности во всем Западно-Поморском воеводстве (таких групп всего 15). И что интересно — когда недавно была встреча вуйтов и бургомистров, решался вопрос распределения этих средств. То чиновники очень быстро нашли общий язык и договорились», — подчеркнул И. Костка.
А происходит все так: управа воеводства совместно с местной группой активности объявляет конкурс на выполнение программы «Лидер», а в региональных СМИ появляются соответствующие объявления об этом. В определенное время жители приносят заявки, в которых описывают, что именно они хотят сделать. Оценивает эти заявки специально созданый совет, в котором каждую гмину (наименьшую административную единицу — село или группу деревень) представляют два человека. «Участвовать в конкурсе могут объединение граждан, фонды, гмины, физические лица, дома культуры, религиозные организации… Заявок на проекты очень много, но мы не предоставляем финансирование, руководствуясь принципом «кум, сват, брат». Каждый проект проходит два этапа оценки. Сначала совет решений смотрит, отвечает ли этот проект общей стратегии программы «Лидер». Если да, то проект вносятся в список для дальнейшего рассмотрения. Но очередность в этом списке основывается на местных критериях отбора», — заверил И. Костка. Он также пояснил, что перед каждым конкурсом проводятся консультации, чтобы объяснить жителям, как реализовать стратегию.
Список с проектами, которые отобрал совет, руководствуясь местными критериями отбора, попадает к маршалу (губернатору), где проверяют, соблюдены ли все формальности. И только после этого выделяются средства. 80% финансирования малых проектов берет на себя Евросоюз. Остальные средства должна найти община. Для проектов по восстановлению сельской местности финансирования составляет 75% европейских средств, для развития малых предприятий на селе — 50%. />
Кстати, идей относительно того, как изменить свою жизнь к лучшему, у поляков есть немало. Об этом свидетельствует уже хотя бы тот факт, что в прошлом году только на малые проекты было подано 80 заявок, тогда как совет отобрал только 44, поскольку именно на столько проектов хватило бы финансирования. Успешным примером таких малых проектов можно считать строительство сушки для лесных ягод, грибов и домашних фруктов в агротуристической усадьбе «Агро-домик» в деревне Бежвник. Хозяева не просто будут пользоваться сушилкой. Всех желающих они будут учить, как собирать и правильно сушить грибы и ягоды.
Соленые огурцы и хоббиты
В стратегии развития польских сел наиболее популярными являются действия, связанные с локальными, местными продуктами. Например, таким местным продуктом является соленый огурец, удивительным образом связанный с озером. В городке Калиш-Поморский придумали, как сделать праздник с помощью процесса квашения огурцов. Там уже много лет происходит некое чествование огурцов: закупоренные бочки со специями и овощами под звуки оркестра погружают в озеро. Зато извлекают бочки, которые там пролежали год, и все жители пробуют вкуснейшие озерные огурцы. Знатоки говорят, что вкус квашенины зависит от древесины бочки (лучше будто подходит дуб) и еще от многих факторов — все секреты никто не хочет разглашать. Таким образом, Калиш-Поморский раз в год становится местом паломничества для туристов, желающих полакомиться озерными огурцами.
Общественный деятель и координатор проекта «Прозрачная Украина для Восточного партнерства. Медийное и общественное содействие» Пшемыслав Фенрих добавляет, что то же делают и с квашеной капустой: «Мы поняли, что люди сейчас хотят не только материальный продукт — можно съесть соленый огурец, и все. Но если из этого сделать игру, вызвать эмоции, начать играть с этим огурцом, утопить его в воде, чтобы потом извлечь и съесть, тогда продуктом является эмоция, приключение, впечатление», — уверяет господин Фенрих.
И сразу вспоминает, как его увлекла история села Сераково. Еще совсем недавно там у людей не было работы, потому что исчезли все колхозы. Однако жители нашли выход — они прочитали книгу Толкиена «Властелин колец» и заметили, что их село очень похоже на место, где живут хоббиты. «Если вы туда приедете, то вас встретят жители деревянных домов. Нужно будет заплатить 29 злотых и сразу можно идти за «властелином колец». В лесу вам встретятся хоббиты, королева эльфов, гномы и многие другие персонажи. Там повсюду что-то происходит, вы выполняете какие задачи, кто-то на вас нападает, однако никто никого не обидит, только немножко попугает. На Сераково уже говорят «Хоббитово». По моей информации, многие приезжают туда, и только в этом году туристы уже оставили там 100 тысяч злотых. То есть, это продажа эмоции, когда ничего другого нет», — рассказал П. Фенрих.
И таких «тематических деревень» в Польше немало. Так, деревня Граново вскоре должна стать «конфитюрной» — там растет много вишен, а местные жители умеют варить очень вкусные конфитюры, джемы и варенья. А неподалеку есть еще одна деревня, где сохранилась уникальная часовня тамплиеров. «Жители хотят создать село походов крестоносцев. Уже в следующем году там будет построен средневековый городок, где в течение трех летних месяцев будут жить люди, которые захотят пожить в средневековье. Там будет князь, рыцари, обслуга …
Гости, которые будут приезжать, смогут там жить при условии, что все, что с собой привезли, оставят за воротами города (включая одежду). Будут тянуть жребий — кем они должны быть в этом городке, их будут переодевать. Так, рыцари получат настоящие доспехи. Большинство жителей заинтересованы в том, чтобы принимать участие в этом действе. Часть своих домов они хотят переоборудовать и создать таким образом средневековый городок. Это будет некий региональный продукт», — рассказал И. Костка. По его словам, появление таких тематических деревень — следствие того, что жители поняли: когда они объединяются, то могут сделать вместе намного больше, чем поодиночке, а также имеют возможность заявить в один голос о проблемах, которые больше всего беспокоят, и вместе искать способы их решения. Одним из таких достаточно эффективных способов как раз и есть продажа эмоций.
Чем дельфин отличается от коровы?
Каждый проект, на который дает