В принятом законе о налоговой реформе чувствуется отсутствие единой государственной политики — эксперт

В принятом законе о налоговой реформе чувствуется отсутствие единой государственной политики.

Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA заявил эксперт Института общественно-экономических исследований Юрий Федчишин.

«Недостатком является, в первую очередь, время и способ принятия закона. Чувствуется отсутствие единой государственной политики. Негативным является возвращение в пп. 78.1.1. Налогового кодекса нормы, согласно которой внеплановая проверка возможна в случае, если «получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении налогоплательщиком валютного и другого не урегулированного настоящим Кодексом законодательства». Это будет способствовать усилению давления на плательщиков. Негатив – это и усиление штрафов, ведь весь  закон «пронизан» нормами о введении новых штрафов. Отрицательно оцениваю и введение нормы, согласно которой поставка собственно изготовленных товаров оценивается не ниже обычных цен. По сути, у нас отсутствует методика определения обычных цен, которая бы вносила ясность для плательщиков, подпадающих под действие этого правила», — сказал Ю.Федчишин.

Представитель Института общественно-экономических исследований добавил, что негативно относится также к введению нормы о том, что в случае, если на момент проверки плательщика налога ГФС в акте выборочной (частичной) инвентаризации, проведенной налогоплательщиком по требованию этого органа, обнаружена недостача приобретенных таким плательщиком товаров, для целей НДС такие товары считаются использованными налогоплательщиком в операциях, которые не является хозяйственной деятельностью.

«За исключением случая, когда такая нехватка обусловлена уничтожением в результате действия обстоятельств непреодолимой силы, что подтверждается в соответствии с законодательством. Эта норма, по сути, отбирает налоговый кредит НДС на товары, которые не окажутся в том месте, где фискальная служба посчитает, что они должны находиться. В то же время оплата в 25000 гривен за жилую недвижимость, превышающую указанные размеры (300 кв. м. для квартиры и 500 кв.м. для дома) является деструктивной. Критерием для налогообложения должна являться стоимость жилья или, по крайней мере, ее расположение, а также должно учитываться количество проживающих и их материальное положение. Правительство опять пошло путем упрощения, но не для плательщиков, а, в первую очередь, для себя. Налогообложение автомобилей до 5 лет, с учетом инфляции также является непонятным. Такой подход не отображает реальность в полной мере, и потенциально начнет относить потребление среднего класса к роскошному. Легковое автомобилестроение при этом не развивается, поэтому мера исключительно фискальная», — сказал Ю.Федчишин.

По мнению представителя Института общественно-экономических исследований также негативно, что авансовые платежи по налогу на прибыль так и не были отменены полностью.

«Увеличилось фискальное давление и на аграриев вместо нормализации налогообложения этой отрасли.Позитивными являются шаги по внедрению акцизной накладной. Однако нужно смотреть, как это будет реализовано на практике. Сам подход по электронному контролю за некоторыми отраслями является положительным. Положительно оцениваю обеспечение права на налоговый кредит НДС, даже если есть ошибка в налоговой накладной, которая, однако не мешает идентифицировать необходимые детали операции. Предусматриваются более конкретные шаги для ГФС в случае отсутствия регистрации налоговой накладной продавцом. Однако пока эти изменения ожидаемо не решат проблемы, когда покупателю приходится «проглатывать» НДС из-за злоупотреблений продавца. Введение реестра при возмещении НДС является необходимой и полезной инициативой. Предстоит увидеть, как Кабмин на практике реализует порядок его функционирования», — сказал Ю.Федчишин.

Ю.Федчишин добавил, что в то же время верно, что исключено из оснований для аннулирования регистрации плательщика НДС его отсутствие по местонахождению. «Возможно, это приведет к концу знаменитого «9 стана». Однако, скорее всего, будет придуман его компенсатор в каком-либо виде. Позитивно снижение ЕСВ и отмена оплаты его части работником, а также оставление третьей группы единого налога, хоть и сокращённое уже является позитивным. Конечно, «упрощенка» не идеальный выход для налогообложения малых предпринимателей, однако государство не в состоянии предложить другой подход, который бы работал.  Правильно снижение ренты для добычи газа, но лишь, если эта инициатива будет сопряжена с другими инициативами для привлечения инвестиций и снижения тарифов, а не даст возможность оставлять больше прибыли избранным. Также целесообразно введение ренты на добычу янтаря», — отметил представитель Института общественно-экономических исследований.

Читайте также по теме