ГолосUA
15:46 28/09/2024

В проекте госбюджета Украины-2025 изменятся суммы для Пенсионного фонда: как это повлияет на «белые зарплаты» и расходы бюджета

На 2025 год Кабмин Украины предусмотрел ощутимое снижение расходов, распорядителем которых является Минсоцполитики. В следующем году на него собираются потратить 420,7 млрд грн против 470,4 млрд грн в плане на 2024 год. Экономию почти 50 млрд грн обеспечат преимущественно благодаря сокращению расходов на одну статью – трансферт Пенсионного фонда (ПФУ), пояснил министр финансов Сергей Марченко, пишет Экономическая правда.

«Это балансирующий элемент, и мы считаем, что доходы от единого социального взноса будут достаточными для того, чтобы обеспечить выполнение взятых пенсионных обязательств. Я не вижу проблем в том, чтобы ПФУ выполнил пенсионные обязательства с учетом других изменений, которые мы предлагаем в бюджете на 2025 год», – отметил министр.

Так, размер дотации ПФУ сократится с 321,8 млрд грн в 2024 году до 280,2 млрд грн в плане на 2025-й.

Пенсионный фонд в Украине почти всегда был дефицитным: его собственных поступлений в виде ЕСВ не хватало для выплат по обязательствам. Однако во время войны эта ситуация изменилась. Благодаря тому, что государство платит ЕСВ за сотни тысяч военнослужащих, баланс ПФУ выровнялся.

«В этом году бюджет ПФУ бездефицитен в части обязательств, которые должны финансироваться благодаря ЕСВ», — сообщили в Минсоцполитики.

Однако если дефицита Пенсионного фонда нет, то зачем государство переводит ему средства из бюджета? Дело в том, что ПФУ финансирует только страховые пенсии, которые выплачиваются в соответствии с общим пенсионным законодательством, а спецпенсии для бывших судей, прокуроров и военных финансируют из госбюджета.

Поскольку спецпенсионеров в Украине гораздо больше, чем в любой развитой стране (21% в Украине по сравнению с 6% в Польше, где этот показатель самый высокий среди стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития), то и расходы на выплаты таким украинцам измеряются сотнями миллиардов гривен.

В 2025 году правительство планирует переложить часть обязательств перед спецпенсионерами из госбюджета на ПФУ.

Статья 39 законопроекта о госбюджете предусматривает, что фонд будет финансировать расходы на выплату пенсий части бывших военных и работников силовых органов, вышедших на пенсию после 1 октября 2011 года. Пока ПФУ только софинансирует пенсии этим категориям лиц. За счет этих средств выплачивается один прожиточный минимум, установленный для лиц, потерявших трудоспособность (2 361 грн). В 2024 году это должно обойтись Пенсионному фонду в 11 млрд грн, сообщили в Минсоцполитики. Другая часть спецпенсии выплачивалась из госбюджета. Именно ее правительство хочет перевести на ПФУ, что и объясняет уменьшение трансферта из бюджета.

В Минсоцполитики считают, что такой шаг существенно не повлияет на баланс ПФУ, потому что будет касаться пенсионных выплат небольшому количеству лиц. Однако собеседники ЭП, приближенные к фонду, называют тревожным факт перевода обязательств по обещаниям бывших правительств из госбюджета на систему пенсионного страхования.

ЕСВ, уплачиваемый в Пенсионный фонд, – это страховой платеж, который в дальнейшем дает человеку право на получение страхового возмещения – пенсионной выплаты. Покрытие спецпенсий за счет ПФУ – это переложение проблемы с «больной головы» на временно здоровую, ведь бездефицитность Пенсионного фонда может исчезнуть в случае масштабной демобилизации военных.

Однако вместе с дополнительными обязательствами правительство предлагает передать ПФУ и дополнительные источники доходов. Эти источники могут оказаться неприятным сюрпризом и для украинских работодателей, и для некоторых пенсионеров.

Основным источником собственных доходов Пенсионного фонда является ЕСВ, который работодатели платят за каждого работника в размере 22% от его зарплаты. В отличие от налога на доходы физических лиц или военного сбора ЕСВ не рассчитывается с зарплаты, а начисляется сверху на сумму до вычета налогов. То есть с точки зрения работодателя этот взнос является своеобразным налогом на работника.

На первый взгляд, ЕСВ должен быть пропорционален: чем выше зарплата, тем больший взнос платит работодатель. Однако на практике это не всегда так, потому что законодательство ограничивает максимальный размер базы начисления ЕСВ пятнадцатью минимальными зарплатами (сейчас это 120 тыс. грн). То есть, если работник получает 200 тыс. грн, то его работодатель платит ЕСВ не со всей суммы зарплаты, а только со 120 тыс. грн. Следовательно, размер взноса не может превышать 26,4 тыс. грн.

В проекте бюджета на 2025 год правительство предлагает увеличить максимальную базу начисления ЕСВ до 20 минимальных зарплат (до 160 тыс. грн), так что максимальный размер взноса для работодателей вырастет с 26,4 тыс. грн до 35,2 тыс. грн. По расчетам Минфина, это увеличит поступление ПФУ в 2025 году на 3,3 млрд грн. Для работодателей это станет дополнительным бременем, которое придется нести за решение выплачивать большие «белые» зарплаты.

Напомним, Минсоцполитики рекомендует украинцам «осуществлять денежные накопления», а не рассчитывать на пенсии.

Добавим, Кабмин проигнорировал позицию украинского бизнеса по повышению налогов.

Читайте также по теме