Группа народных депутатов 28 июня зарегистрировала законопроект 11387 о внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины относительно обеспечения уважения суда и оперативности рассмотрения уголовного производства судом.
В частности, по статье 185-3 КУоАП (неуважение к суду, выразившееся в злостном уклонении от явки в суд свидетеля, потерпевшего, истца, ответчика или в неподчинении указанных лиц и других граждан распоряжению председательствующего или в нарушении порядка во время судебного заседания, а так само совершение кем-либо действий, свидетельствующих о явном пренебрежении в суд или установленных в суде правил) предлагается увеличить штраф с 2 550 грн до 3 400 грн.
За совершение повторно в течение года такого неуважения штраф будет достигать 6800 грн, пишет SUD.ua.
В целом депутаты предлагают внести следующие изменения в Кодекс об админправонарушениях (КУоАП), в Уголовный кодекс (УК) и в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК).
В КУоАП вводится административная ответственность за непринятие мер по определению суда о приводе (статья 185-6-1) в связи с чем соответствующей нормой дополняется статья 15 «Ответственность военнослужащих и других лиц, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов, за совершение административных правонарушений».
Протоколы по статье 185-6-1 уполномочивают составлять секретари судебного заседания, секретари суда (изменения в п. 7 ч. 1 ст. 255 КУоАП), а рассмотрение этих дел в соответствии со статьями 221, 221-1 КУоАП будут осуществлять районные, районные в городе городские или горрайонные суды, местные хозяйственные и административные суды, апелляционные суды, высшие специализированные суды и Верховный Суд.
Установленные в статье 185-3 КУоАП размеры штрафов повышаются, а указание на эту статью изымается из статьи 328 «Трудовое использование лиц, подвергнутых административному аресту» КУоАП.
Кроме того, излагается в новой редакции статья 185-5 «Препятствование явке в суд присяжного», а статья 268 КУоАП дополняется положениями относительно порядка постановления судом определения о поводе привлекаемого лица к административной ответственности, исполнения такого определения, а также перечнем лиц к которых повод не применяется.
Из статей 22, 377, 378, 379 УК Украины исключаются упоминания о «народных заседателях».
В УПК закрепляется определение термина «размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц», вдвое увеличиваются размеры денежных взысканий, налагаемых на участников уголовного производства в случаях неисполнения процессуальных обязанностей (изменения в статьи 3, 139, 179, 180).
Статья 81 УПК дополняется указанием срока рассмотрения заявления об отводе следственного судьи или судьи (немедленно, но не позднее 24 часов после подачи заявления), и предписанием, согласно которому не допускается заявление отвода судьи, рассматривающего заявление об отводе.
В статье 95 УПК закрепляется обязанность прокурора обеспечить прибытие в суд свидетелей обвинения, вызванных в судебное заседание.
Изменениями в статью 147 УПК устанавливается, что рассмотрение ходатайства об отмене определения о наложении денежного взыскания осуществляется не тем судьей, который вынес такое определение, а другим судьей этого же суда. В случае отсутствия другого судьи в этом суде такое ходатайство передается на рассмотрение наиболее территориально приближенного к нему суда.
В статье 314 УПК определяется, что неприбытие в подготовительное судебное заседание потерпевшего, его представителя и законного представителя, гражданского истца, его представителя и законного представителя, гражданского ответчика и его представителя, представителя юридического лица, в отношении которого осуществляется производства, должным образом уведомлены о дату, время и место заседания не препятствует решению вопросов, связанных с подготовкой к судебному разбирательству, кроме случаев, когда суд признает их участие необходимым. В то же время, такие лица в соответствии со статьей 315 УПК наделяются правом заявить соответствующие ходатайства, которые должны быть рассмотрены судом до начала судебного разбирательства.
Как отмечают авторы, принятие законопроекта приведет к увеличению доходов государственного бюджета за счет поступлений от штрафов повышенного размера за проявления неуважения к суду (ст. 185-3 КУоАП) и препятствования явке в суд присяжного, двукратного увеличения денежных взысканий, налагаемых на участников уголовного производства в случаях невыполнения процессуальных обязанностей, а также введения ст. 185-6-1 КУоАП административной ответственности за непринятие мер по определению суда о приводе (штраф от 1700 до 3400 грн).
Стоимость влияния на показатели доходов бюджета будет зависеть от количества правонарушителей, привлеченных к ответственности, и конкретного размера наложенных на них штрафов (денежных взысканий в уголовном производстве).
Также мы сообщали, что принятие Украиной до октября 2024 года правок в Таможенный кодекс о реформе Гостаможслужбы и правок в Уголовный процессуальный кодекс (УПК) о полномочиях Специализированной антикоррупционой прокуратуры (САП) по экстрадиции и пересмотре «правок Лозового» стали двумя новыми структурными маяками в обновленной Программе расширенного финансирования EFF Международного валютного фонда (МВФ).