Сегодня, 5 февраля, в парламентском Комитете по гуманитарной и информационной политике, на заседании которого обсуждался проект заявления парламента, посвященных шестой годовщине событий на Майдане в 2014 году, произошел скандал.
Об этом пишет «Страна».
В проекте заявления, подготовленном нардепами от «Евросолидарности» и «Голоса», говорится, что экс-президент Виктор Янукович «узурпировал власть с 2010 по 2014 год», то есть на протяжении всего срока своего правления, его режим назван «преступным», а протестующие на Майдане боролись «за идеалы демократии».
Деятельность правоохранителей в период Майдана признается противоправной. даже до решений суда по этому вопросу, которых пока нет в природе.
А война на Донбассе названа «следствием политики Януковича». То есть вся ответственность за события в стране после Майдана возлагается только на предыдущего президента, а те власти страны, при которых началась война, как бы и не при чем, отмечается в материале.
Текст проекта заявления накануне заседания комитета опубликовал нардеп Ренат Кузьмин.
«Раде предлагается не только признать весь период пребывания Януковича в должности Президента Украины, цитирую: «узурпацией власти», Майдан — «выразителем национальной идеи», а «вооруженную агрессию Российской Федерации прямым следствием политики Януковича», но также и признать, что «сформированный Януковичем преступный режим, который поддерживался Российской Федерацией, действовал в ущерб национальным интересам Украины»…
И тут дело даже не в том, что предложенные Комитетом формулировки являются, мягко говоря, некорректными с правовой точки зрения. И даже не в том, что этим проектом Раде предлагается взять на себя роль суда и признать, что беркутовцы, военнослужащие внутренних войск, прокуроры и прочие должностные лица того периода, цитирую: «причинили непоправимый вред государству и обществу», — так прокомментировал на своей странице в Facebook Кузьмин проект заявления.
В ходе заседания Кузьмин попросил слова и начал задавать вопросы главе комитета Александру Ткаченко о сути проекта постановления. Тот отказался отвечать и предложил Кузьмину зачитать все имеющиеся вопросы сразу. Тот зачитал девять вопросов, в частности, которые касались отрывка заявления о невозможности привлечь к ответственности виновных за гибель людей на Майдане.
«Имелись в виду беркутовцы, которых отдал президент Владимир Зеленский, или то, что Рада в 2014 запретила уголовно преследовать митингующих?», — задал вопрос Кузьмин.
Также он попросил уточнить, каким образом парламент может осудить деятельность правоохранительных органов того периода, если это прерогатива лишь суда.
Однако Ткаченко, выслушав вопросы Кузьмина, назвал вопросы «классической политической манипуляцией», потому он не видит необходимости отвечать на них.
В свою очередь депутат «Платформы» Александр Качный поинтересовался у Николая Княжицкого и Владимира Вятровича, как коррелируется с идеей об узурпации власти Януковичем то, что в «Европейской солидарности», в частности сопредседатель фракции Артур Герасимов, говорят о том, что ныне Зеленский узурпирует власть,
«Мы обсуждаем отрывок, в котором говорится об узурпации власти (Януковичем — Ред.). Но Герасимов говорит: «Попытка президента Владимира Зеленского узурпировать неприемлема в цивилизованной европейской стране». Свяжите эти два подхода», — предложил Качный Вятровичу.
Тот заявил, что действительно оппонирует Зеленскому, но, судя из слов Вятровича, Зеленский пока еще не такой узурпатор, как Янукович. По его словам, цель заявления — оспорить тезис, что Майдан — «кровавый переворот, который положил начало гражданской войне».
Ткаченко после этих слов прервал дискуссию и запустил голосование. Одновременно Кузьмин возмущался, что никому не дали возможности внести свои предложения. Сидевший рядом с ним нардеп Юрий Павленко заявил, что заявление Рады не учитывает мнения семей погибших милиционеров (на комитет были приглашены только родственники членов Небесной сотни), а сам парламент, если примет это постановление, присвоит себе функции суда. Также он заявил, что нарушаются права депутатов на внесение предложений в текст документа, поэтому представители ОПЗЖ покидают заседание. В итоге комитет принял постановление практически без обсуждений и внесения правок.