В Верховной Раде Украины (ВРУ) зарегистрирован законопроект о создании в Украине нового специализированного суда – Высшего суда по публично-правовым спорам.
Инициаторами соответствующего законопроекта 12206 о внесении изменений в Закон «О судоустройстве и статусе судей» и некоторые законодательные акты Украины о деятельности Высшего суда по публично-правовым спорам выступили первый заместитель председателя фракции «Слуга народа» Андрей Мотовиловец и заместитель председателя Комитета ВР по вопросам правовой политики Павел Павлиш.
Напомним, что создание нового суда является требованием МВФ и предусмотрено в рекомендациях Еврокомиссии. Согласно обновленному Меморандуму с МВФ, Украина должна принять этот закон до конца декабря 2024 года.
Ранее цель создания этого суда описала заместитель руководителя Офиса президента Украины Ирина Мудрая, пишет SUD.ua. Летом 2024 года издание публиковало текст законопроекта «О Высшем административном суде», автором которого был Кабмин. Это была предварительная версия, которая предполагала создание ВАСУ по образцу ВАКС.
Нынешняя редакция законопроекта также предусматривает, что проверять кандидатов в новый суд будет специальный экспертный совет, где будут иметь значения мнения международных экспертов.
В какие сроки должен быть объявлен конкурс
Процедура создания нового суда будет зависеть от принятия другого закона, предложенного парламентом Президентом.
«Предложить Президенту Украины внести в установленном порядке проект закона Украины об образовании Высшего суда по публично-правовым спорам» — отмечено в законопроекте. Далее, в течение 18 месяцев со дня вступления в силу закона Украины об образовании Высшего суда по публично-правовым спорам:
1) формируется Высший суд по публично-правовым спорам в порядке и в составе, определенных настоящим Законом;
2) объявляется и в соответствии с Законом «О судоустройстве и статусе судей» проводится ВККС конкурс на должности судей Апелляционной палаты Высшего суда по публично-правовым спорам и должности других судей Высшего суда по публично-правовым спорам, по результатам проведенного конкурса назначаются судьи. Следовательно, конкурс на должности судей Высшего суда по публично-правовым спорам объявляется и проводится ВККС в течение 18 месяцев со дня вступления в силу закона об образовании Высшего суда по публично-правовым спорам. Высший суд по публично-правовым спорам начинает работу при условии назначения по результатам конкурса не менее 32 судей Высшего суда по публично-правовым спорам, в том числе по меньшей мере 9 из которых должны быть судьями Апелляционной палаты Высшего суда по публично-правовым спорам.
Кто сможет стать судьей Высшего суда по публично-правовым спорам
Законопроект предусматривает, что судьей Высшего суда по публично-правовым спорам может быть лицо, отвечающее одному из следующих требований:
1) имеет стаж работы в должности судьи не менее 5 лет; 2) имеет стаж профессиональной деятельности в сфере права на должностях государственной службы в органах государственной власти, полномочия которых распространяются на всю территорию Украины не менее 7 лет;
3) имеет научную степень в области права и стаж научной работы в области права не менее 7 лет;
4) имеет опыт профессиональной деятельности адвоката, в том числе по осуществлению представительства в суде по административным делам не менее 7 лет;
5) имеет совокупный стаж (опыт) работы (профессиональной деятельности) в соответствии с требованиями, определенными пунктами 1 – 4 настоящей части, не менее 7 лет.
Не может быть назначено судьей Высшего суда по публично-правовым спорам лицо: 1) которая за последние 5 лет входила в состав руководящих органов политической партии; 2) сведения о которой внесены в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения.
Какие дела будут подсудны Высшему суду по публично-правовым спорам
Высшему суду по публично-правовым спорам как суду первой инстанции подсудны административные дела: 1) об обжаловании актов, действий или бездействия Кабмина, министерства или иного центрального органа исполнительной власти, Национального банка или иного субъекта властных полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины, кроме случаев, установленных частью 5 настоящей статьи (т.е. кроме дел , которые сейчас подсудны Верховному Суду как суду первой инстанции)
2) об обжаловании решений Антимонопольного комитета Украины по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок и решений в сфере государственной помощи субъектам хозяйствования, административные дела по иску АМКУ в сфере государственной помощи субъектам хозяйствования;
3) об обжаловании решений Национального агентства по предотвращению коррупции об отказе в предоставлении государственного финансирования уставной деятельности политической партии или о приостановлении (прекращении) государственного финансирования;
4) об аннулировании регистрационного свидетельства политической партии;
5) об обжаловании решений Конкурсной комиссии по организации и проведению конкурса на должность руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры, первого заместителя и заместителя руководителя САП, Комиссии по проведению внешней независимой оценки (аудита) эффективности деятельности САП;
6) об обжаловании решений комиссии по проведению конкурса на занятие должности Директора НАБУ, Комиссии по аудиту эффективности НАБУ;
7) об обжаловании решений Конкурсной комиссии по отбору на должность председателя НАПК;
8) об обжаловании решений конкурсной комиссии по отбору на должность Председателя АРМА;
9) об обжаловании актов, действий или бездействия органа, осуществляющего дисциплинарное производство в отношении прокуроров.
Экспертный совет по отбору судей
В течение 3 лет с целью содействия ВККС в установлении соответствия кандидата на должность судьи Высшего суда по публично-правовым спорам критерия добродетели действует Экспертный совет, который образуется ВККС.
Общественный совет добродетели на время деятельности Экспертного совета не привлекается к установлению соответствия кандидатов.
В состав Экспертного совета входят: 3 человека, предложенных Советом судей Украины; 3 человека, предложенных международными и иностранными организациями, которые в соответствии с международными или межгосударственными соглашениями в течение последних 5 лет оказывают Украине международную техническую помощь в сфере судебной реформы и/или предотвращения и противодействия коррупции. Такие международные и иностранные организации согласовывают предложение совместного списка кандидатов.
Списки предложенных кандидатов, которые подаются в ВККС, должны по меньшей мере вдвое превышать количество вакантных мест.
Члены Экспертного совета назначаются сроком 3 года.
Членом Экспертного совета может быть гражданин Украины или иностранец, который:
1) на день назначения достиг 35 лет;
2) имеет высшее юридическое образование степени магистра, полученное в Украине, и/или высшее юридическое образование соответствующей степени, полученное за границей;
3) имеет стаж профессиональной деятельности в области права не менее пяти лет;
4) обладает высокими моральными качествами и безупречной деловой репутацией;
5) является юристом с признанным уровнем компетентности;
6) соответствует критерию политической нейтральности.
Экспертный совет начинает работу при условии назначения не менее 4 членов Экспертного совета, из которых двое предложены международными и иностранными организациями.
Решение Экспертного совета принято, если за него проголосовали не менее четырех членов Экспертного совета. Если в связи с одинаковым количеством голосов за и против Экспертный совет не может принять решение, проводится повторное голосование.
При одинаковом количестве голосов «за» и «против» при повторном голосовании голоса трех членов Экспертного совета, из которых по крайней мере двое предложены международными и иностранными организациями, являются решающими.
Со дня прекращения полномочий членов Экспертного совета в установлении соответствия кандидатов на должности судей Высшего суда по публично-правовым спорам предусмотренным законом критериям для целей квалификационного оценивания привлекается Общественный совет добродетельности.
Напомним, украинский бизнес ухудшил оценку деятельности судов и назвал причины.