В сентябре 2024 года украинские автомобилисты ощутят последствия ряда налоговых нововведений. После повышения акциза на автотопливо Кабмин инициировал повышение налогов и сборов, что повлияет на цены на автомобили и автотопливо. Автодилеры считают, что введение 15% военного сбора при покупке авто обвалит автомобильный рынок.
Об этом пишет Центр общественного мониторинга и контроля.
Что будет с ценами на АЗС
С 1 сентября 2024 года ожидается первый этап повышения акцизных сборов на разные виды горючего, чтобы постепенно привести их в соответствие европейским. В дальнейшем акцизы будут расти еще четыре года.
По прогнозам НБУ, после повышения акцизов и до конца года цены на топливо вырастут более чем на 9%. В то же время эксперт по рынку топлива Сергей Куюн считает, что автомобилисты «даже не заметят» увеличение акцизов.
“С 1 сентября акциз на бензин растет на 1,5 грн., на дизель менее чем на 2 грн. Больший рост около 5 грн будет на сжиженный газ. По бензину и дизелю вообще не факт, что мы увидим какой-то рост, поскольку 1,5-2 грн — это такие будничные рыночные колебания, которые обычно потребитель даже не замечает”, — заявил Сергей Куюн.
Эксперт добавил, что наблюдаемое с конца июля снижение мировых цен на нефть может вообще компенсировать увеличение акциза. К тому же увеличение акцизов позволит в течение года снизить дефицит госбюджета примерно на 30 миллиардов гривен.
Однако неприятным «налоговым сюрпризом» для украинцев, решение по которому может быть принято до конца августа, – может стать введение авансового платежа налога на прибыль АЗС, который будут рассчитывать в зависимости от емкости резервуаров для топлива. Эксперты считают, что это заставит часть продавцов горючего уйти в тень, а те, кто продолжит работать легально, уменьшат количество резервуаров на заправках наполовину и, вероятно, повысят цены.
Как изменится украинский авторынок
Кабмин одобрил пакет изменений в Налоговый кодекс. В частности, предусмотрено введение военного сбора в размере 15% от цены транспортного средства, которое впервые регистрируется в Украине.
По мнению министра финансов Сергея Марченко, это решение оправдано, поскольку перед государством стоит одна настоятельная потребность – обеспечение армии. И в такой ситуации покупка автомобиля может подождать. А если нет – платите налоги на оборону.
При этом это нововведение вызвало критику и беспокойство среди автодилеров. По их мнению, дополнительные 15% налогов могут обвалить рынок новых автомобилей, что приведет к эффекту, обратному ожидаемому – отчисления в госбюджет не только не увеличатся, а скорее всего уменьшатся.
По подсчетам экспертов, введение военного сбора на первую регистрацию авто увеличит расходы покупателей автомобилей среднего класса на 150-250 тысяч гривен.
По словам автодилеров, продажи новых автомобилей могут снизиться в три раза или больше, а количество регистраций подержанных автомобилей уменьшится по меньшей мере на треть.
Напомним, в июле 2024 Рада приняла закон о повышении акциза на автотопливо с 1 сентября 2024 года.
Отметим, украинские аграрии заявили, что если в Украине повысят акциз на автотопливо, то стоимость украинской агропродукции будет выше европейских цен.
Аналитики считают, что повышение акциза на автотопливо «вымоет» последние деньги из карманов украинцев и из экономики.
Как сообщалось ранее, спецпредставитель США по экономическому восстановлению Украины Пенни Прицкер заявила: для повышения доходов госбюджета США советуют Украине не повышение налогов, а реформу Таможни и борьбу с «серыми рынками».