В Швеции создадут прибор для обучения слепых людей эхолокации (ФОТО)

Люди с ослабленным зрением часто используют трость, чтобы на ощупь изучить окружающую обстановку. Но кроме трости незрячие пользуются способом эхолокации, чтобы безопасно перемещаться, опираясь на тональность, громкость и тембр эха от трости или других предметов. Осталось подробно изучить этот метод и помочь освоить его тем, кому сложно ориентироваться в этом мире после потери зрения.

Об этом со ссылкой на выводы адъюнкт-профессора Королевского технологического института им. KTH в Стокгольме Бо Шенкмана сообщает Phys.org.

Бо Шенкман представил выводы своего изучения эхолокации человека на третьем совместном совещании  Акустического общества Америки и европейской акустики Ассоциации, которое проходит 25-29 июня в Бостоне (штат Массачусетс, США).

По его мнению, лучшее понимание эхолокации может улучшить методы обучения техники людям, потерявшим зрение, и дать дополнительную информацию о человеческом слухе. Для того, чтобы создать условия для изучения метода эхолокации и для тренировки пациентов, ученый намерен разработать специальный прибор.

«В конце концов, я надеюсь, что исследование может дать результат, который может помочь слепым и слабовидящим людям», — сказал Шенкман.

Многие люди, которые родились слепыми или которые потеряли зрение на ранней стадии жизни, ранее использовали эхо-сигналы, которые «отскакивают» от предметов, стен, коридоров и зданий, чтобы найти дорогу. Большинство людей используют выстукивание своих тростей для эхолокации.

В прошлых исследованиях Шенкман в основном использовал звуковые записи, чтобы исследовать способность зрячих и слепых людей обнаруживать источник эхо-сигналов. Повторно анализируя ранее собранные данные с использованием слуховых моделей, он выявил некоторые специфические информационные сигналы, которые люди с нарушениями зрения используют для эхолокации. Анализ показывает, что люди используют не только высоту тона и громкость эхо-сигналов, которые хорошо известны, но также могут использовать тембр, особенно аспекты резкости тембра.

Его работа показывает, что в среднем люди с ослабленным зрением лучше, чем зрячие люди, воспринимают качество звука двух звуков, которые близки друг к другу во времени. Слепые люди также могут более легко противодействовать «эффекту приоритета», феномену, который возникает, когда звуки перекрываются, и человек судит о местонахождении звуков от местоположения первого поступающего звука, а не от тех, которые прибывают позже.

Человеческая эхолокация имеет некоторое сходство с эхолокацией животных, хотя люди используют умение компенсировать свое зрение, а не как дополнительный смысл. Для людей и летучих мышей идеальный интервал для испускания звуков для наиболее эффективного эхолокации. Люди, однако, слушают звук, а также его эхо, в то время как большинство летучих мышей полагаются только на эхо.

«Это побочный продукт нашей слуховой системы, что мы можем использовать эхолокацию, поэтому мы не так хорошо разбираемся в ней, как летучие мыши», — сказал Шенкман. Тем не менее, добавил он, «я думаю, что многое можно узнать из различий восприятия звуков между людьми и летучими мышами, чтобы сравнить, как работают системы».

Исследование эхолокации может дать больше информации и прояснить, насколько лучше тренировки помогают ориентироваться и передвигаться слепым или людям со слабым зрением.

При этом профессор Бо Шенкман отмечает, что люди, которые становятся слепыми в раннем возрасте, часто учатся использовать свой слух, включая метод эхолокации, более эффективно, чем те, чье зрение ухудшилось во взрослом возрасте. Но для людей, утративших зрение во взрослом возрасте,  эхолокационная подготовка может помочь передвигаться с большей независимостью и безопасностью, считает он.

Читайте также по теме