Соединенные Штаты Америки (США) создали секретную сеть удаленных подземных бункеров во время «холодной войны» в случае ядерного удара со стороны русских. Но они не были созданы для защиты гражданских лиц — укрытия были предназначены только для высших правительственных чиновников.
Об этом сообщает Daily Mail со ссылкой на текст книги «Raven Rock: история секретного плана правительства США по спасению».
Создатели бункеров планировали, что действующий на момент русской атаки президент и его внутренний круг будут спасены, а десятки миллионов простых американцев погибнут.
Понимая, что нет никакого способа спасти население, было заключено, что «правительство будет защищать себя и позволить остальным нам умерет, пишет эксперт по национальной безопасности Гарретт М. Графф.
В его новой книге «Raven Rock: история секретного плана правительства США по спасению» правительства президентов Кеннеди, Эйзенхауэра, Рузвельта и Трумэна публично заверили людей в том, что ядерный удар очень вероятен.
На случай этой угрозы в США создали ряд бункеров.
Эти помещения строили также и в горах. Бункеры работали 24 часа в сутки и были оснащены пружинами на случай взрывов. Пружины также были помещены в туалеты, чтобы помочь на момент взрыва атомной бомбы находившимся там людям.
В 1950-х годах в Белом доме был построен бункер, который вначале использовали (для защиты президента) 9 сентября 2001 года, когда террористы выпустили самолеты в Центр мировой торговли и Пентагоне.
В «Raven Rock: история секретного плана правительства США по спасению», автор говорит, что «холодная война» началась до окончания Второй мировой войны в рамках Манхэттенского проекта по разработке ядерной бомбы в Америке и как реакция на угрозу со стороны СССР. В рамках этого проекта и построили военный комплекс «Равен-Рок», который находится всего в шести милях от резиденции президента и предназначен для отступления (чиновников). Он был разработан как альтернатива Пентагону.
Еще в начале 1910 года посетители тут могли сидеть за столом президента, если его не было дома, но ситуация изменилась с нападением в Перл-Харборе в 1941 году. В течение нескольких часов секретная служба искала бронированный лимузин для президента Франклина Рузвельта. Чтобы обезопасить себя от смерти в военных условиях, президент пользовался автомобилем-седаном «Кадиллак 341А», который когда-то принадлежавшем Аль Капоне и был конфискован Казначейством. Позже президент пересел в лимузин Линкольна, создав первую версию президентского автомобиля, которая была известна как «Зверь».
Графф пишет, что, поскольку «холодная война» обостряла паранойю, что слишком большая часть правительства была сосредоточена в Вашингтоне.
Закон о национальной безопасности 1947 года приказал чиновникам составить планы по передислокации важнейших отраслей и функций для обеспечения преемственности в случае забастовок по всей стране.
Далее, архитектор Белого дома Лоренцо Уинслоу построил первый бункер под зданием. Рабочие добавили толстые бетонные стены площадью 40 футов на 40 футов в подвале под Восточным крылом, чтобы создать две комнаты, которые могли бы вмещать 100 человек внутри. В комнатах содержались сухие продуктовые пайки, вода, предметы медицинского назначения и могли выдержать бомбу в 500 фунтов. Также рабочие вырыли наклонный туннель в соседнее здание Treasuring.
В 50-х годах президент Трумэн создал Федеральную администрацию гражданской обороны, предшествующую FEMA, Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям, а его первым руководителем был Миллард Колдуэлл. Колдуэлл написал Project East River, 1000-страничный, 10-томный доклад, в котором были заданы вопросы, которые необходимо задать, например, что произойдет, если на Уолл-стрит попадет бомба.
В 1953 году Россия взорвала свой первый термоядерный прибор, известный как RDS-6 или Joe-4 в США. Правительство США поставило задачу утроить численность персонала, работающего над ядерными испытаниями, из Манхэттенского проекта, увеличив его с нескольких участков на 55 000 человек до 142 000 человек и машин, которые потребляли семь процентов ВВП страны.
При этом в истории США были президенты, отказавшиеся отказался покинуть Белый дом во время учебной тревоги.
Так, президент Эйзенхауэр отказался покинуть Белый дом во время тренировки в 1977 году. Он написал в своем дневнике, что его намерение состояло в том, чтобы «оставаться здесь до тех пор, пока я живу» (подобным образом отреагировал и Джимми Картер).
А когда Эйзенхауэр ввел ложное военное положение, которое поставило Америку под контроль армии и вызвало глубокую тревогу среди чиновников, жены членов правительства были расстроены. Они поняли, что в условиях войны им не создали никаких условий для спасения — хотя секретари их мужей будут в безопасности в подготовленных бункерах.
Система бункеров совершенствовалась. В течение 1950-х годов военные создали и настроили сеть полуавтоматической наземной среды (SAGE), которая объединила 22 региональных радиолокационных центра в первый национальный центр управления воздушным пространством в Америке. Это стоило 10 миллиардов долларов (67 миллиардов долларов по курсу 2017 г), и потребовало использования технологии, которые позже создали ARPANet, которая была предшественником современной сети Интернет.
В 1957 году Белый дом потратил 60 тыс. долларов на новые вертолеты, чтобы президент быстро и безопасно перемещался. Эта мера была принята после того, как лимузин Д.Эйзенхауэра застрял за медленным грузовиком на ферме во время эвакуации.
Вертолеты (чопперы) и в наше время используются президентом как часть мини-ВВС в его распоряжении. Это включает в себя четыре специально оборудованных Boeing 747, известных как самолеты E-4BNightwatch, которые служат в качестве командных центров, а также AirForceOne, официального самолета президента.
В конце 1950-х годов чиновники FCDA создали «BattlegroundUSA», мрачный 120-страничный отчет о том, как города должны управлять операциями гражданской обороны в случае нападения. В нем говорилось, что Battlegroundрайон следует разделить на «мертвые зоны» со «сборными командами», отвечающими за управление госструктурой.
Во времена своего президенства Эйзенхауэру удалось донести до политиков свой взгляд на мир и угрозы вооруженных атак. На одном из собраний он сказал: «Уничтожение может быть таким, что нам, возможно, в конечном итоге придется вернуться к лукам и стрелам». Во время очередной встречи с политиками Эйзенхауэр признал, что в случае ядерного удара у нации не будет «бульдозеров, чтобы очистить тела от улицы».
Появление ядерного оружия привело Белый дом к превращению идеи руководства государством от одного человека к большой группе людей, разделенных на команды. Команда «Альфы» включала президента и оставалась в Вашингтоне, где представители команды могил погибнуть. Команда «Bravo» отправлялась на гору Weather, а команда «Charlie» должна была достичь одного из 100 объектов, находившихся в часе езды от Вашингтона.
Во времена Уотергейтского скандала чиновники задумались о правопреемстве и 25-й поправке в Конституцию, в которой дали понять, что вице-президенту можно доверить руководить государством, если президент покинет пост. В таком случае под руководство вице-президента попадала линия преемственности с десятками гражданских и военных чиновников.
Убийство президента Джонна Кеннеди привело к созданию программы «Оставшийся в живых». Программа предполагает, что главным в государстве назначается человек, находящийся далеко от президента во время крупных событий в случае внешнего нападения. В 2005 году члены Конгресса выполнили эту задачу и во время инаугурации Дональда Трампа назначили таким человеком экс-секретаря по делам ветеранов Дэвида Шулкина.
Федеральная резервная система открыла свой собственный бункер Doomsday в 1969 году, объект площадью 140 000 квадратных футов в Вирджинии, который станет электронным центром для 5700 банков и позволит до 120 миллиардов долларов в день проходить между ними.
При этом автор книги Графф пишет, что даже в ожидании ядерной реакции, которая потребует десятки миллиардов долларов, ситуация была усугублена бюрократическим безразличием и некомпетентностью. Так, план оснащения каждого телевизора в стране гаджетом за 30 долларов, который высылал предупреждение после ядерной атаки, не был утвержден. А в 1979 году в системе компьютеров в NORAD (NorthAmericanAerospaceDefenseCommand), основной американской базе, ответственной за обнаружение нападения Советского Союза, произошел сбой: радар принял солнце, отражающееся от облаков, как пять советских ракет, направляющихся в США.
Автор книги уточняет, что 11 сентября 2001 года Америка пережила реальную угрозу — хотя это был терроризм, а не ядерная атака.