В центре Киева, на улице Ярославов Вал 33 б, может рухнуть исторический особняк. Его 140 лет назад возвел архитектор Владимир Николаев, который построил чуть ли не пол Киева.
Об этом говорится в сюжете Сніданку з 1+1.
Николаев автор тех вещей, которыми мы гордимся в столице. Один из старейших пивоваренных заводов на Кирилловской. Театр Леси Украинки в центре столицы. Каменные корпуса Александровской городской больницы, название которой прозвучало на всю страну во время эпидемии коронавируса. Национальная филармония. И уже легендарный памятник Богдану Хмельницкому на Софийской площади. Реализованных легендарных проектов у него – уйма.
«Дом на Ярославом Валу начали возводить полтора столетия назад. Красивый фасадный дом с улицы и уютный – во дворе. Но усадьбу ожидала непростая судьба. Революции, войны, перестройка и даже приватизация. Здание выдержало все и достояло до сегодняшнего дня. Сохранив историю. Кованые решетки, перила, лепнина и лестничные площадки. Живая столетняя история, к которой можно прикоснуться сегодня», – говорится в сюжете.
Сейчас с улицы имение продолжает украшать Ярославов Вал. Но увиденное во внутреннем дворике поражает до глубины души. Внутри уже совсем другие впечатления.
«С исторической точки зрения это интересные здания, потому что в них жили и работали известные персоны. Это самый плохой дом в самом плохом состоянии на старинной улице Ярославов Вал. Город сейчас привел в порядок улицу Ярославов Вал. И район, и город очень этим гордятся. Но если зайти в наш двор, то печальная картина столицы», – рассказал один из совладельцев, юрист Сергей Костянчук.
Кирпичная история рассыпается. От первого до последнего этажа идут трещины, через которые видно улицу. Почти не осталось крыши, а дореволюционная деревянная лестничная площадка может завалиться в любую минуту. Ждать этот возрастной кирпичный красавец – уже просто не в силах. Может завалиться прямо в центре столицы.
Даже в постсоветские времена дом превратился в самую настоящую образцовую коммуналку со всеми ее выразительными недостатками. Три последних этажа – оказались в частных руках. А вот цокольный и первые этажи – остались у города. Но это не история о плохих частных владельцах, которые жалеют средств.
«Мы давно готовы, просто у нас нет взаимопонимания с городом… Мы понимаем, что дальше тянуть уже некуда. Дом развалится», – отмечает Сергей.
В этом месяце на фасаде появилась очередная большая трещина – которая и напугала владельцев. Она начинается еще в цокольной части – киевской коммунальной собственности.
Однако четвертый владелец – город – спасать свое же здание не торопится.
В сюжете отмечается, что речь будет идти о нескольких миллионах гривен. Но собственность обязывает. От собственности человек получает не только прибыль. Собственность требует поддержания в надлежащем состоянии.
«Две недели нас не допускают посмотреть фундамент – это не просто глупо, это преступление», – жалуется один из совладельцев.
ТСН.uа спросил у города, почему обследовать дом не пускают независимых экспертов. И планируют ли они выделять средства на реставрацию. Впрочем, ни на первый, ни на второй вопрос в этом длиннющем тексте ответа не было.
«… Предприятие обязано в надлежащем состоянии удерживать и сохранять коммунальное имущество. …Вместе с тем, перед принятием необходимых решений, надо провести обследование указанного здания», – говорится в ответе Департамента промышленности и развития предпринимательства КГГА.
Ранее сообщалось, что музей Булгакова в Киеве может рухнуть из-за оползня.