Правительство предлагает почтовым компаниям профинансировать работу регулятора — Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации. Такая норма содержится в законопроекте, который разрабатывался Министерством инфраструктуры совместно с участниками рынка.
Об этом сообщает РБК-Украина.
Несмотря на это, игроки рынка утверждают, что их мнение по этому вопросу не учли и уже бъют тревогу. Они уверены, что предложенные нормы содержат коррупционные риски и приведут к повышению стоимости почтовых услуг для конечных потребителей.
Министерство инфраструктуры Украины опубликовало на своем сайте новую редакцию законопроекта "О почтовой связи", призванного привести украинское законодательство в соответствие с европейским. Обсуждение законопроекта продлится до 13 ноября. Помимо изменений в терминологии и формулировках, позаимствованные из законодательства Европейского союза, в документе есть нормы, которые украинский рынок воспринял неоднозначно. В частности, законопроект предусматривает полноценное регулирование почтовой отрасли: регулятор будет вести реестр операторов почтовой связи и следить за соблюдением ими норм законодательства.
Оказывать почтовые услуги смогут только те компании, которые есть в реестре. Чтобы попасть в него, необходимо будет отправить регулятору сообщение о начале деятельности. При этом компании может быть отказано во включении в реестр. Регулятор также сможет самостоятельно устраивать проверки почтовых операторов, если заподозрит нарушения, но не сможет получить всю информацию от самих операторов. И главное нововведение — деятельность регулятора будут финансировать сами почтовые операторы. Законопроектом предлагается взимать по 0,2% от доходов каждого из них в счет такого регулирования. Авторы законопроекта предполагают, что такой механизм обеспечит независимость регулятора.
С 2010 года почтовая связь в Украине не лицензируется, а сам рынок фактически не регулируется. Согласно действующему законодательству, Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ) регулирует тарифы на универсальные услуги почтовой связи — пересылку писем, бандеролей, посылок без объявленной ценности весом до 10 кг. Работа НКРСИ финансируется из государственного бюджета. Ежегодно на нужды комиссии выделается более 30 млн гривен. Согласно бюджетному запросу на 2017 год, опубликованному на сайте регулятора, в следующем году комиссии уже понадобится, по меньшей мере, 60 млн гривен. Всего на 2017 год под статью "Связь, информатизация и телекоммуникации" предусмотрено 163 млн гривен бюджетных средств.
Вполне возможно, что деньги на затраты комиссии не придется искать в бюджете, а можно будет просто "попросить" у рынка. По данным НКРСИ, только в первом полугодии 2016 года доходы отрасли связи и информатизации, включая почту, составили почти 30 млрд гривен. Их большую часть, свыше 17 млн гривен, обеспечили операторы мобильной связи. На почту и курьерскую деятельность пришлось всего 2,2 млрд гривен. Но эта цифра не в полной мере отображает реальную ситуацию, ведь у государства нет точных данных о количестве игроков почтового рынка. Тем не менее, даже по самым скромным подсчетам ежегодно можно собрать с почтовиков около 10 млн гривен на регулирование. Остальные средства НКРСИ рассчитывала получить от операторов телекоммуникаций. Введение аналогичного сбора для них предусматривалось другим законопроектом — №3644 "О внесении изменений в налоговый кодекс (относительно электронных коммуникаций)". С конца 2015 года и до недавнего времени этот законопроект находился на рассмотрении парламента, но 1 ноября был отозван в связи с отправкой на повторное первое чтение основного законопроекта №3644 "Об электронных коммуникациях". Надежды и опасения Идея оплаты услуг регулятора из своего кармана вызвала неоднозначную реакцию как у телекоммуникационных, так и у почтовых операторов. Только связисты начали бороться с ней раньше.
Еще летом 2015 года 6 профильных ассоциаций в сфере телекоммуникаций направили в НКРСИ письмо с просьбой не утверждать проект закона, содержащий данную норму, так как она "приведет к возникновению коррупционных схем и подорожанию услуг связи". Но в итоге норма все-таки попала в парламент. Сейчас похожие аргументы против сбора приводят и почтовые компании. Как считает заместитель главы правления ТОВ "Деливери" Андрей Ивасив, наличие дополнительного сбора вызовет увеличение налоговой нагрузки и уменьшение доходов операторов рынка почтовых услуг. По оценкам "Новой почты", дополнительный сбор также может привести к повышению цен на почтовые услуги для конечных потребителей.
"В условиях высокой конкуренции на рынке, к которой добавится необходимость вносить 0,2% дохода на финансирование НКРСИ, операторы будут вынуждены поднимать цены на почтово-логистические услуги. Это сразу же скажется на конечном потребителе, который ими пользуется, в том числе, например, на тех, кто активно покупает и продает онлайн", — говорится в сообщении "Новой почты".
Однако уточнить, насколько вырастет стоимость почтовых услуг для потребителей, участники рынка пока не смогли. Еще один риск, о котором говорят в "Новой почте" — это зависимость регулятора от игроков с самым большим доходом.
"Есть вероятность, что должностные лица НКРСИ будут более лояльны к операторам, которые получают большие доходы, и которые в результате играют решающую роль в наполнении "бюджета" НКРСИ", — говорится в сообщении компании.
По оценкам участников почтово-логистического рынка, больше всего доходов от услуг почты сейчас генерирует "Укрпочта", хотя точных данных по распределению доходов на рынке не дает ни Госстат, ни профильные ассоциации. Как считает Андрей Ивасив из "Деливери", среди всех игроков рынка именно "Укрпочта" окажется в выигрыше от принятия нового законопроекта "О почтовой связи".
"Из первоначальных текстов закона понятно, что проект закона готовился специалистами именно этого национального почтового оператора, и лишь позднее к разработке проекта закона подключились чиновники из Мининфраструктуры", — утверждает он.
Впрочем, руководство "Укрпочты" без фанатизма относится к введению сбора на регулирование.
"Как и любой другой хозяйствующий субъект, и не только в сфере почтовой связи, "Укрпочта" не воспринимает позитивно введение дополнительной финансовой нагрузки, которую будет нести предприятие в связи с необходимостью платить предложенный законопроектом сбор на регулирование", — сообщили в пресс-службе "Укрпочты".
Вместе с тем, в сообщении уточняется, что госоператор "с пониманием относится к необходимости финансировать деятельность регулятора".
Пресс-секретарь НКРСИ Татьяна Лиговская сообщила, что комиссия считает разработку законопроекта необходимым шагом. "Текущее законодательство в сфере почтовой связи давно устарело, поэтому мы поддерживаем новый законопроект", — заявила она. В остальном "Укрпочта" позитивно оценивает перспективу изменении в регулировании.
"Я не считаю, что регулятор будет действовать в интересах больших операторов. Наоборот, его роль будет в том, чтоб предоставить определенные условия работы в этом сегменте всем игрокам", — считает гендиректор "Укрпочты" Игорь Смелянский.
А вот частные игроки уверены, что рынок почты и так успешно развивался без вмешательства государства, поэтому дополнительное регулирование ему не надо.
"Действующее законодательство вполне справляется с регламентированием почтовой связи", — говорит Андрей Ивасив.
По его мнению, за регулятором нужно оставить только право арбитражного разбирательства между участниками рынка и внести изменения в некоторые законодательные акты с введением штрафов за нарушения в сфере почтовой связи. Что касается финансирования работы регулятора, для этого могло бы хватить налогов, которые сейчас платят почтовые операторы в бюджет.
Например, "Новая почта" в 2015 году уплатила 32 млн гривен налога на прибыль и 58,5 млн гривен налога на добавленную стоимость. "Укрпочта" в 2015 году уплатила 266,17 млн гривен непосредственно в бюджет. За 9 месяцев этого года госкомпания уже перечислила в госбюджет свыше 248 млн гривен. Президент Украинской ассоциации директ-маркетинга (УАДМ) Валентин Калашник считает, что идея ввести сбор на регулирование окажется нежизнеспособной в украинских реалиях.
"У нас операторы буду заниматься махинациями. Почтовые услуги, в отличие от телекоммуникационных, неисключительный вид деятельности. И всегда будет соблазн "показать" часть почтовых доходов как доход от "непочтовых" операций – например, упаковки отправлений", — рассказывает Калашник.
Кроме того, по его мнению, на рынке всегда будет большое число постоянно перерождающихся мелких частных операторов, работающих то в качестве аутсорсинговых партнеров больших операторов и под их "лицензией", то от собственного имени. Это контролировать намного сложнее, чем телеком-операторов.