В Украине процедура импичмента президента после принятия закона об импичменте не изменилась.
Такое мнение в ходе пресс-конференции в информационном агентстве «ГолосUA» выразил политический консультант Сергей Быков.
Процедура импичмента президента давно урегулирована в украинском законодательстве, отметил консультант.
«Не было законодательной необходимости принимать закон об импичменте президента (Верховная Рада 10 сентября 2019 года приняла в первом чтении законопроект №1012 об особой процедуре отстранения Президента Украины с поста (импичмент) авторства Президента Украины Владимира Зеленского. — Ред.). Понятно, что люди хотели снятия неприкосновенности с народных депутатов, с судей и с Президента Украины. Но процедура импичмента после принятия закона не изменилась», — подчеркнул С. Быков.
Политолог пояснил, что импичмент Президенту может быть объявлен за государственную измену Президента, которую очень сложно доказать.
По словам С. Быкова, процедура импичмента президента прописана и в Конституции Украины, и в регламенте Верховной Рады. И до принятия закона об импичменте не было большой проблемы снять Президента с должности. Даже в отношении ныне экс-президента В.Януковича не было возможности снять Президента по процедуре импичмента. ¾ голосов в парламенте не найдется, чтобы одобрить такое решение. Тогда выдумали процедуру самоустранения Президента, и тогда «скинули» Януковича с его поста (в результате Революции Достоинства).
«Этот законопроект об импичменте рассматривали по ускоренной процедуре. «Батькивщина», «Голос», внефракционные депутаты голосовали за закон по импичменту только в первом чтении. Некоторые фракции не поддержали этот закон во втором чтении. При этом вносить правки в этот закон отказались. Этот закон не проходил согласование в комитетах. Надо понимать, что регламент Верховной Рады — это не просто бумажка, это закон Украины такой же, как криминально-процессуальный кодекс, не менее важный. Нарушение этого акта, как и нарушение любого другого закона, недопустимо. Мы можем увидеть жалобу народных депутатов в Конституционный суд, который может отменить этот закон», — предположил политконсультант.
С. Быков прогнозирует, что Президент может не подписать этот законопроект. В.Зеленский говорил, что не будет одобрять законы, которые приняты с нарушением регламента. Он может ветировать этот закон, но «Европейская солидарность» сразу же выступит против.
Как сообщалось, Верховная Рада IX созыва во время первой сессии 29 августа 2019 года признала утратившим силу постановление ВРУ «О дальнейшей работе над законопроектом о внесении изменений в Конституцию Украины относительно неприкосновенности народных депутатов Украины» от 20 сентября 2018 года № 2557-VIII. Сроки доработки давно истекли, а работа над законодательным актом фактически не велась.
Затем народные избранники 363 голосами предварительно поддержали проект изменений в Конституцию № 7203 относительно ограничения неприкосновенности народных депутатов.