В Украине никто не понес уголовную ответственность за незаконный снос памятника комсомольцам 20-х годов скульптора Сороки, имя которого внесли в Национальный реестр достопримечательностей монументального искусства.
Об этом во время программы «Право на Голос» на ГолосTV заявила Евгения Моляр – искусствовед, куратор проекта Soviet Mosaics in Ukraine фонда «Изоляция».
«В процессе так называемой декоммунизации была потеряна мозаика на 141-й школе, ее попросту сбили молотками. Когда мы приехали с разрешением, чтобы хотя бы забрать смальту, которую произвел Лисичанский завод, то узнали, что ее только что вывезли на свалку. Это произошло, когда коммунальные службы делали плановый ремонт и после подписания закона сбили мозаику, хотя утверждали, что не в рамках «декоммунизации». Но мы слышали высказывания, мол: «Там же все равно были изображены пионеры, ее бы все равно сняли». А то, что человек создавал это, как рукотворный объект, никто не вспомнил», — подчеркнула Е.Моляр.
Еще одним вопиющим фактом уничтожения скульптуры в Украине искусствовед назвала незаконный снос памятника комсомольцам 20-х годов.
«Вначале лета я участвовала в дискуссии, где были представители Института национальной памяти и представители автомайдана, которые на все мои доводы, что нужна экспертная оценка по каждому объекту перед сносом, ответили: «Пока вы будете выносить решения, мы все разрушим сами». И так и произошло. На следующий день памятник комсомольцам 20-х годов скульптора Сороки — грандиозная скульптура, уникальная статуя, которая до сих пор находится в Национальном реестре памяток монументального искусства, была снесена и исчезла. Где уголовное дело по этому случаю, ведь произошло явное нарушение украинского законодательства? Никто про это не говорит», — подчеркнула Е.Моляр.
Напомним, по словам искусствоведа, ответ на вопрос «Кому, каким политическим силам выгодно было принятие закона «о декоммунизации»?» лежит на поверхности. Но эти процессы касаются коллективной памяти и должны анализироваться с точки зрения эмпатийного восприятия ситуации, то есть через призму искусства.