В Украине объем наличных денег в обращении составляет около 275 млрд гривен – эксперт

В Украине объем наличных денег в обращении составляет около 275 млрд. гривен.

Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA заявила эксперт Института общественно-экономических исследований Антонина Дешко.

 «Что нужно сделать, чтобы население сегодня повернулось лицом к банкам и экономика через банковские рычаги получила подпитку для роста? Отмечу, что размер наличных денег в обращении сегодня составляет сегодня примерно 275 млрд. гривен. Кроме этого, на руках у населения, по разным оценкам, находится до 100 млрд долл. Конечно, было бы неплохо, если бы часть этих средств влилась как депозиты в банки и оттуда была направлена на финансирование тех или иных реальных проектов. Как это ни банально звучит, но для этого нужно восстанавливать доверие к банковской системе. Хотя это  из области фантастики на фоне многочисленных фактов падений банков. На данный момент в 8 банках введена временная администрация, 56 банков — в стадии ликвидации. Украинцы уже привыкли, что их могут «кинуть» с вкладами, и  только «игра в жадность» с помощью высоких процентных ставок еще немного стимулирует население держать средства в банках», — отметила А.Дешко.

По словам эксперта, в Украине следует сосредоточиться, прежде всего, на таких вопросах, как формирование достаточной системы защиты вкладчика и повышения его финансовой грамотности, обеспечение прозрачности в деятельности банков и их владельцев, развитие безналичных расчетов и тому подобное.

«Большое количество таких мероприятий прописано в Комплексной программе развития финансового сектора до 2020 года. Главное, чтобы они качественно выполнялись. Во-вторых, нужно стимулировать кредитование. Каким образом? Действиями со стороны правительства, НБУ и банков. Прямых инструментов воздействия на кредитование у Кабмина нет, только — косвенные. Можно компенсировать, например, процентные ставки по кредитам, участвовать на паритетных началах в реализации отдельных инвестиционных проектов, предоставлении государственных гарантий. То есть, они направляются на адресную поддержку производителя, а не стимулирование развития экономики в целом. Внедрение механизмов компенсации процентных ставок по кредитам может стимулировать отрасль, как это произошло в начале 2000-х с сельским хозяйством»,  сказала представитель Института общественно-экономических исследований.

А.Дешко добавила, что действия со стороны НБУ также могут быть опосредованными, но но в то же время иметь существенное влияние.

«Одним из таких путей является внедрение практики поддержки долгосрочной ликвидности банков при осуществлении ими реализации инвестиционных проектов и проектов в приоритетных отраслях экономики. Но при условии обеспечения контроля за полученными финучреждениями средствами рефинансирования. Об этом не раз уже говорилось, даже внедрялось, но под давлением международных финансовых организаций до логического завершения такой механизм так и не довели. Смысл инициативы заключается в том, что НБУ предоставляет долгосрочное рефинансирование банкам, которые направляют эти средства на кредитование конкретных проектов. То есть предоставленные средства принесут банкам реальную прибыль. Если банк работает, поддерживает работающих субъектов хозяйствования, то и доверие к нему будет расти, и он сможет самостоятельно поддержать себя в будущем. Однако возникают вопросы: позволят нам это сделать наши кредиторы от МФО, и есть  ли желание это делать, учитывая, например, задекларированное проведение жесткой монетарной политики в целях борьбы с инфляцией, а также несформированный до сих пор Совет НБУ?», — сказала эксперт.

Банки же, убеждена А.Дешко, не должны стоять в стороне.

«Они могут создать и предложить дополнительные альтернативные продукты кредитования — торговые кредиты, аккредитивы, векселя и т. В последнее время неплохо зарекомендовали себя аграрные расписки. И главное — поиск клиентов и проектов. Как видим, дополнительные финансовые ресурсы для развития экономики есть. Нужны ли они государству, устами руководителей которого настойчиво утверждается, что «дно» — позади, а впереди — постепенный рост? Бесспорно. Правительству и Нацбанку стоит внимательнее присмотреться к внутренним резервам экономики и обеспечить формирование эффективной системы перераспределения ресурсов финансового сектора с приоритетным направлением средств на реализацию проектов развития. Сказать, что перезапуск банковской системы произойдёт через месяц или через полгода очень тяжело. В первую очередь, это связано с необходимостью решения очень большого количества вопросов, которые, на первый взгляд, могут казаться  и не связанными между собой. Например, опять-таки доверие населения к банковской системе. Это очень сложный вопрос, поскольку за 24 года функционирования украинской банковской системы достаточное доверие к ней так и не было сформировано. И усилий для этого необходимо приложить очень много. Потому, что это проблема уже имеет не только экономический характер, когда Фонд гарантирования вкладов физических лиц проводит выплаты по средствам, которые находились в обанкротившихся банках, но и психологический. Как результат, население больше верит «доллару под подушкой». К тому же, комплексная программа развития финансового сектора Украины рассчитана до 2020 года. Я бы шаги по стабилизации институтов финансового рынка, и об этом уже писалось и говорилось, разделила на такие общие пункты, как мониторинг, оздоровление и эффективность», — сказала представитель Института общественно-экономических исследований.

Читайте также по теме