В Украине выше всего потребительские настроения в Киеве и у молодежи – эксперт

В Украине выше всего потребительские настроения в Киеве и у молодежи, а ниже всего – на востоке страны и у пенсионеров.

Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA заявил руководитель отдела финансовых исследований компании GfK Ukraine Дмитрий Яблоновский.

«Потребительские настроения украинцев неоднородны. Если анализировать в региональном разрезе, то они  значительно выше в Киеве, и эта тенденция характерна на протяжении многих лет. Ниже, чем в столице, но выше, чем в среднем, потребительские настроения на западе Украины, а наиболее низкие — на востоке. С точки зрения размера населенных пунктов, то в более крупных городах оптимизма у людей больше. И, конечно, чем выше  уровень благосостояния, дохода, тем выше потребительские настроения. Чем моложе опрашиваемые респонденты, тем они также более оптимистично настроены. ИПН у пенсионеров гораздо ниже, чем у других групп. К сожалению, в Украине  это самая незащищенная и самая бедная социальная группа», — сказал Д.Яблоновский.

Эксперт добавил, что важно знать и учитывать уровень потребительских настроений граждан по двум причинам.

«Прежде всего, согласно общемировой практике, он является так называемым опережающим индикатором —  такие показатели используются, чтобы прогнозировать реальное изменение в экономике. После роста ИПН  экономика начинает постепенно показывать улучшение  и через реальные статистические показатели. Во-вторых, показатели потребления определяются не только нашим доходом, ведь мы начинаем тратить больше не только, когда зарабатываем больше. При этом мы должны быть достаточно уверены в завтрашнем дне и хотеть тратить больше. Таким образом, еще одна роль ИПН — в субъективной оценке состояния потребителей, которая определяет его поведение.

По словам  руководителя отдела финансовых исследований компании GfK Ukraine, в других странах мира ИПН больше коррелирует с тем, что происходит с экономикой и социально-политической жизнью в реальности.

«В Украине же динамика изменения ИПН,  к сожалению, часто привязана к избирательному циклу. Хорошие потребительские настроения фиксировались в 2005 году после избрания президентом Виктора Ющенко, потому что было много надежд. Далее в 2006-2007 годы индекс текущего состояния  был выше, чем индекс экономических ожиданий, и это были «годы проедания», когда мы все покупали, но мало инвестировали. А далее положительная динамика ИПН у части населения фиксировалась после избрания Виктора Януковича, но это длилось, как мы видим, очень недолго. Надеюсь, что со временем ИПН все более будет зависеть в нашей стране от экономических показателей, а не политической составляющей и панических настроений», — подчеркнул Д.Яблоновский.

Читайте также по теме