ГолосUA
12:17 28/07/2024

В Украине мобильные сети не выдержат зиму без света: что говорят поставщики услуг и их клиенты

В Украине мобильных операторов обязали обеспечить десять часов работы мобильной связи без света.

УНИАН пишет: украинцы уже почти привыкли к регулярным отключениям света. Однако если еду можно приготовить заранее, кондиционер заменить USB-вентилятором, а электронные устройства заряжать пауэрбанками, то одну неприятность исправить довольно трудно – при долгом отсутствии электроэнергии всегда «ложится» мобильная связь.

«Мы живем на Оболони в Киеве, и только пропадает свет – очень часто на протяжении часа исчезает и нормальная связь: прием сигнала будто сильный, но Интернет едва тянет. Приходится играть с национальным роумингом, выискивая, у кого из других операторов ситуация лучше, однако и это работает крайне плохо. У жены другой мобильный оператор, и сначала он почти всегда «летает», однако через 3-4 часа тоже начинает давать сбой», — рассказывает свою историю киевлянин Михаил.

При этом он отмечает, что в разные части суток мобильная связь при отсутствии света ведет себя по-разному. Например, днем ​​во время отключений сеть чаще нормально работает в течение 4 и даже больше часов без света, но вечером и ночью бывает так, что связь прекращается через 15 минут после отключения электроэнергии.

Но вообще мало где любая сеть держится дольше пяти часов без питания. А это значит, что в случае, если апокалиптические прогнозы на зиму станут реальностью, и мы будем без электроэнергии сидеть большую часть суток, то придется попрощаться и с мобильной связью. Если к этому времени ничего не изменится.

Украинские мобильные операторы еще с конца 2022 года неоднократно отчитывались об активной подготовке к отключениям электроэнергии. Компании массово покупали генераторы и резервные аккумуляторы, которые устанавливали на базовых станциях для устойчивости сети в нестабильных условиях.

«Какого-то магического решения нет, но есть шаги, которые помогут улучшить эту ситуацию, и мы над этим работаем. Прежде всего, это закупка новых литиевых аккумуляторов для базовых станций. Их хватает где-то на 7 часов автономной работы, и они быстрее подзаряжаются» стандартных аккумуляторов нужно 12-24 часа для подзарядки). Мы также увеличиваем количество дизель-генераторов», — рассказывал президент компании «Киевстар» Александр Комаров еще в декабре 2022 года.

На эти амбициозные цели компании потратили сумасшедшие деньги, однако абоненты не чувствуют улучшения. «Интересно, что во время прошлогодних зимних «блэкаутов» моя связь была лучше, оператора с тех пор не менял. Теперь начинаю задумываться о том, чтобы приобрести дополнительную семерку», — жалуется на проблемы со связью наш собеседник Михаил.

На проблему со связью отреагировал президент Владимир Зеленский, поручивший министру цифровой трансформации Михаилу Федорову проверить готовность мобильных операторов к возможным блекаутам. «Поручил вице-премьер-министру Федорову на ближайшем заседании Ставки представить мне анализ по операторам связи: что делается для гарантирования связи в условиях отключений электричества и кто из операторов связи не соблюдает соответствующие решения», — отметил президент.

Позже Национальный центр оперативно-технического управления сетями телекоммуникаций обязал операторов связи обеспечить доступность своих услуг в течение 10 часов после отключения света. Ранее мобильные операторы должны были гарантировать до четырех часов работы связи после отключений электроэнергии.

Впрочем, как рассказал эксперт по вопросам телекоммуникаций Александр Глущенко, операторы не способны выполнить это требование. По его словам, мобильные сети, как и сети операторов фиксированной связи, не строились на случай военной агрессии. «Ни один оператор в Украине технически, технологически, материально не готов к событиям, особенно к веерным отключениям, когда за сутки электричество отсутствует 18-20 часов. Поэтому во время отключений сети мобильных операторов превращаются в островки или оазисы, где есть возможность предоставлять качественно услугу связи, и темные дыры, где связь просто отсутствует», — объясняет эксперт Глущенко.

Но почему вообще при отключениях электроэнергии исчезает связь? И что об этой проблеме думают сами мобильные операторы?

Абоненты вне зоны досягаемости

Базовые станции и точки коллективного доступа в интернет в домах не могут работать без питания энергией. Эксперт по телекоммуникациям Александр Глущенко объясняет, что в условиях мирного времени наличие аккумуляторов на площадках носило, скорее, номинальный характер, поскольку электричество раньше никто не выключал, и потребности в долговременном резервном питании не было. На базовых станциях были установлены свинцовые аккумуляторы, основной задачей которых было проработать час-другой на случай, если произойдет локальная поломка – пока не приедут электричества и ремонтники и не исправят проблему. Только в 2022 году операторы начали модернизацию и установку более мощных аккумуляторов, а где была возможность – генераторов. 4 часа бесперебойной работы – это был ориентир.

«Реалии этого года — многочасовые отключения, которые никакие аккумуляторы не выдержат. Потому что недостаточно времени для их зарядки. А генераторы у каждой базовой станции установить невозможно. И все это приводит к деградации связи», — говорит Глущенко. При этом генераторы, не требующие дополнительной подзарядки и могут работать пока есть топливо, установить можно далеко не везде: в крупных городах телекоммуникационное оборудование отчасти устанавливается на крышах домов, а генераторы размещать там запрещено. Ситуацию также ухудшает то, что при отключении света люди массово переходят с Wi-Fi на мобильные сети, из-за чего те перегружаются, и качество связи дополнительно ухудшается.

«Эта непропорциональная нагрузка, как снежный ком, снижает время, в течение которого одна базовая станция может работать без питания. Неравномерно растет количество людей, начинающих в один и тот же промежуток времени пользоваться мобильной связью. Мобильные сети построены с учетом пиковых нагрузок в отдельные дни – в праздники, в Новый год, когда трафик растет на 30-40%. Но когда происходят веерные отключения, нагрузка на мобильную сеть растет в разы», — объяснял нам президент «Киевстара» Александр Комаров.

Готовы ли мобильные операторы к «блэкауту»

Ведущие мобильные операторы в Украине подтверждают, что из-за отключения света их инфраструктура становится зависимой от установленных на базовых станциях аккумуляторов и генераторов. Так, компания «Киевстар» отчитывается, что изначально полномасштабное вторжение заменило на базовых станциях мобильной связи 115 тыс. аккумуляторов, которые используются в качестве резервного источника питания во время блекаутов. Пресс-служба оператора отмечает, что новые литиевые аккумуляторы обладают лучшими характеристиками, что позволит увеличить автономность работы оборудования «до четырех часов и более».

«К сожалению, даже несмотря на все усилия сотрудников «Киевстар», подключить к автономной генерации все без исключения объекты телеком-сети технически невозможно. Кроме того, после четырех часов работы аккумуляторы полностью истощаются и требуют не менее 8 часов стабильного электропитания для полной перезарядки» , — отмечают в компании.

В свою очередь, пресс-служба оператора lifecell сообщила, что новыми литиевыми батареями оборудовано более половины их базовых станций по всей Украине. Также в настоящее время 1700 базовых станций lifecell снабжены альтернативным энергоснабжением с помощью генераторов.

В пресс-службе оператора объяснили, что когда батареи разряжаются, а стационарное питание не восстанавливается, базовая станция может продолжить работу только от генератора, который нужно постоянно обслуживать и заправлять. Для работы одной базовой станции в сутки требуется до 50 литров дизельного топлива, а также люди, которые будут привозить, подключать и заправлять генератор. «Поэтому физически невозможно обеспечить каждую базовую станцию ​​по стране работой от генератора, ведь их только в lifecell уже более 10 тысяч. К тому же некоторые базовые станции установлены на крышах, где невозможно установить генератор», — объясняют в пресс-службе оператора.

При этом в компании Vodafone отметили, что «мобильные» генераторы, используемые для питания базовых станций, существенно отличаются от бытовых генераторов, которые украинцы уже хорошо себе представляют. «Чтобы обеспечить работу базовой станции, генератор должен иметь мощность от 9 кВт. Вес такого генератора – около 100 кг, размеры соответствующие. Так что о том, чтобы оперативно передвигать такой генератор по городу, речь не идет», — рассказывают в Vodafone.

Советы украинцам

Зимой, когда отключение света может достигать 20 часов в сутки, на помощь мобильным сетям должны прийти операторы фиксированной связи. Эксперт Александр Глущенко объясняет, что чем больше устройств пользователей останутся в сетях Wi-Fi – тем меньше будет нагрузка на мобильных операторов. Таким образом, у тех, кто будет оставаться на мобильной сети, будет больше шансов пользоваться голосовой связью и Интернетом.

Эксперт советует абонентам операторов фиксированной связи выяснить у провайдера, по какой технологии они подключены. Если вы подключены по другой технологии, чем оптоволоконное подключение (xPON), узнайте у провайдера о возможности перехода. Главным преимуществом этой технологии является то, что даже после отключения света она продолжает снабжать интернет до 72 часов. «Если возможности перехода нет, узнайте у оператора, есть ли резервное питание или аккумуляторы на его оборудовании в вашем доме и на сколько часов оператор гарантирует работу при отключении электричества», — объясняет Глущенко.

По его словам, если провайдер действительно установил аккумуляторы на своем оборудовании, то нужно самому зарезервировать электропитание для собственного Wi-Fi роутера или модема. Для резервирования электропитания подходят пауэрбанки и источники бесперебойного питания. «Если в вашем доме есть другие операторы связи, дополнительно подключите еще одного поставщика услуг. Многие провайдеры предоставляют сервис «аварийного интернета» для подстраховки. На рынке представлено много роутеров с двумя портами, которые имеют возможность подключать двух провайдеров одновременно», — говорит эксперт.

Кроме того, он отмечает, что для того чтобы быть на связи, нужно и в мобильном телефоне иметь нескольких поставщиков услуг. Если телефон поддерживает виртуальную e-sim или одновременно 2 sim-карты – нужно установить себе номера разных мобильных операторов.

«Если возможность подключения второго или зарезервированного оператора фиксированной связи отсутствует, а скорость доступа мобильной сети маловато — самое время подумать о Starlink», — добавляет Глущенко.

Впрочем, этот вариант довольно дорогостоящий для рядового украинца. Во-первых, из-за цены самого терминала в ориентировочно минимум 450 долларов или 18 тыс. грн. Во-вторых, в компании Илона Маска еще в 2022 году повысили стоимость месячной абонплаты за использование услуги спутникового интернета Starlink в Украине. Так, с украинцев ежемесячно просят 75 долларов или 3100 грн. «Нужно понимать, что большая война приучает нас тратить средства на автономность: генераторы, источники бесперебойного питания, аккумуляторы, инверторы, солнечные панели… Со связью такая же ситуация. За связь нужно платить. И платить нескольким поставщикам услуг. Это позволит быть онлайн и комфортно переживать блэкауты», — заключает эксперт. 

Как сообщалось летом 2024 года, в некоторых областях Украины часто отключают свет, в некоторых — реже. Директор YASNO заявил, что так не должно быть.

В Раде прогнозируют, что предстоящей зимой украинцам придется обходиться без света до 12 часов в сутки.

Читайте также по теме