ГолосUA
14:41 17/09/2024

В Украине находятся тысячи военных, которым не платят зарплату, но они и не уволены из ВСУ — СМИ

На фоне жесткой нехватки личного состава в ВСУ, в Украине находятся тысячи военных, которые как бы есть, но их «нет». Речь идет о «выведенных за штат» бойцах ВСУ, пишут СМИ.

Этих солдат нет в кадровых списках подразделений. Им не платят зарплату – ежемесячно им символически выплачивают «за звание» около 500-600 гривен.

Эти военные, хоть и не несут службу, не уволены из ВСУ, поэтому не могут официально устроиться на работу.

Как так получается?

Согласно ведомственным документам МО, поводом для выведения за штат военнослужащего может быть двадцать причин.

Чаще всего это люди, которые находятся на лечение после ранений на фронте. Раненому выплачивается компенсация в сто тысяч гривен, а также выплачивается минимальная зарплата военного первые два месяца – по 20100 гривен. И после двух месяцев, если раненый продолжает лечиться, его выводят за штат. С этого момента армейская минималка ему не положена.

У военных, попавших в госпиталь по болезни или в результате травмы, полученной не в ходе выполнения боевого распоряжения, ситуация ещё хуже.

«На передовой надорвал спину – таскал ящики с б/к (боекомплектом – ред.). Обратился в медчасть, там дали направление в госпиталь. Только через неделю случайно от сослуживцев узнал, что меня вывели за штат. Я перезвонил замкомбату, который подтвердил, что я выведен за штат. В госпитале поставили диагноз компрессионный перелом двух позвонков и смещение еще нескольких. Мои заявления командованию части о том, что я получил травму во время службы, на передовой, вернулись с отказом. Дескать, «БР» у меня не было, а травму я получил при «неизвестных обстоятельствах». Лежал в госпитале два месяца, вышел с диагнозом «ограниченно годен». Попытался вернуться в родную часть, но оказалось, что моя должность уже занята. По телефону командир дал мне ясно понять, что инвалид им в части не нужен. В итоге уже полгода выведен за штат. Вернулся домой, но не могу устроиться на работу, так как продолжаю числиться на службе в ВСУ – кадровики отказывают. Подрабатываю на случайных разовых работах, денег почти нет – на карточку каждый месяц начисляют 650 гривен, за звание. Даже минимальной армейской зарплаты в 20 тысяч гривен мне не положено. Пытался несколько раз уйти в другие части, но и там отказали, сказали, что нет должностей» — рассказал 47-летний сержант Юрий В.

Еще один военнослужащий, старший солдат Константин Н., был выведен за штат в результате травмы при аварии, которую совершил его же сослуживец.

«Самое абсурдное в моей ситуации то, что я и группа моих друзей ехали на передовую, у всех была подписана БР. Но водитель грузовика не справился с управлением и опрокинул машину. Я и другие солдаты получили переломы, сотрясения. Попав в госпиталь, я не получил выплату по ранению и был сразу выведен за штат. Так как у водителя нашли присутствие алкоголя в крови. Поэтому всех попавших в аварию автоматом зачислили в «залетчики», якобы мы употребляли алкоголь вместе. Хотя ни у меня, ни у моих товарищей в госпитале спиртного в крови не обнаружили. Но всех нас вывели за штат – уже пять месяцев не получаем зарплат. После лечения в госпитале нас забрали и разместили в 30 километрах от части – в заброшенном пионерлагере. Домой не отпускают, кормят очень плохо. В пионерлагере нас около сорока человек, что будет дальше, куда нас направят, неизвестно. Занимаемся тем, что пилим дрова, копаем окопы, разгружаем машины – используют как стройбат. Отношение к нам скотское. И я, и мои товарищи служим с 22 года, все добровольцы. Вместе с нами в резервной роте есть наркоманы, алкаши. А есть просто те, которые неудобны для командиров, ушедшие в отказ из-за тупости командиров, кидавших их просто в мясорубку», — рассказал военный.

Капитан ВСУ Богдан Д. пояснил, что во многих подразделениях существуют так называемые «резервные» роты. В которых и содержатся «выведенные за штат» военные.

Помимо раненых, ещё одна многочисленная категория выведенных за штат — это «залетчики».

«Часть из «заштатников» — залетчики. Кто-то за постоянную пьянку и залеты в пьяном виде. Например, водитель, который угробил штатный автомобиль части по пьянке. Также за штат выводят сэзэчэшников и отказников. Ушел в самоволку, отсутствовал в части больше десяти суток. Или отказался выехать на передовую. Большинству сэзэчэшников и отказников не открывают уголовных производств, командиры не пишут рапортов. Так как это портит общую статистику части и ставит под сомнение компетентность командира руководить и поддерживать боевой дух. Поэтому такой контингент втихую выводят за штат, — поясняет офицер. — Есть и другой нюанс. Дело в том, что если больных, залетчиков или отказников не выводить за штат, то по документам подразделение не нуждается в пополнении и считается боеспособным. А на деле подразделение не боеспособно. Так как более чем наполовину состоит из «залетчиков» или раненых».

По словам капитана ВСУ, в частях проблему «выведенных за штат» решают по-разному. Во многих частях попросту отправляют «заштатников» по домам. Где они находятся вплоть до решения ситуации, по которой эти военные оказались «за штатом».

Выздоровевших больных и раненых после реабилитации потом вновь забирают в части.

Выведенных за штат по открытию на них уголовного производства также могут забрать обратно в часть, если суд признает их невиновность или назначит им условное наказание с надзором при части.

«Это зависит от того, насколько важен для службы в подразделении «заштатник». Если ценный специалист, то восстанавливают в должности или находят другую должность», — добавил военный.

Диаметрально иное отношение к попавшим «за штат» хулиганам, пьяницам, наркоманам.

«Залетчиков по пьянке или дракам, или наркоманов, могут годами держать за штатом – они никому в боевых частях не нужны. Также их не могут и уволить, поэтому залетчиков могут держать в резервных ротах в качестве дешевой рабсилы для подразделений. Домой их отпускают редко, держат в тылу неподалеку от части. Охраны в резервных ротах для «заштатников» нет. В случае, если «заштатник» сбегает из резервной роты – уходит в повторное СЗЧ, то его объявляют сначала в розыск. Потом открывают уголовное производство по дезертирству. Сбегают из резервных рот очень часто. Но часть отлавливает ВСП, привозят обратно после «перевоспитания» в комендатуре», — рассказал о резервных ротах «заштатников» офицер.

Самое проблемное положение при выведении за штат у наиболее возрастных военных, которые просто по здоровью не могут выполнять служебные обязанности.

«Больше года я нахожусь между небом и землей, живу на птичьих правах. Воюю с 22 года, пошел добровольцем в 54 года. Но через полгода напомнили о себе старые хвори – артроз. Суставы распухли, не мог даже обувь надеть, не то что бронежилет. Командир направил в госпиталь, откуда дали направление на ВЛК. Но комиссия не признала меня негодным к службе, направили на амбулаторное лечение. В части я не нужен, выведен за штат. Уволиться из ВСУ тоже не могу. Получаю копейки зарплаты на карточку, семью содержать не на что. Звонил на горячую линию МО, но и там мне ответа не дали. Юристы посоветовали подавать в суд», — говорит сержант Игорь Е.

Добавим, недавно сообщалось, что более 80 тысяч случаев дезертирства зафиксировано в Украине.

Читайте также по теме